Методическое сопровождение уроков по формированию универсальных учебных действий

Справка

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 Бугульминского муниципального района РТ.

В нашей школе один первый класс.

В нём обучается 27 учащихся. Из них  12 девочек и 15 мальчиков. Возрастной состав детей: 2003 года рождения — 1 ученик, 2004 года рождения — 24 учащихся, 2005 года рождения – 2 ученика.

Свою работу на этапе адаптации первоклассников вижу в  сплочении детей в единый коллектив, сформировать мотивацию к обучению и познанию. 

По результатам обследования психологов  детского сада многие дети имеют высокий уровень готовности к школе (10 учеников). Эти дети с первых дней заняли активную позицию в классе, внимательны, аккуратны, старательны.

Однако есть дети, которые с первых дней потребовали к себе особого внимания (4 обучающихся). Они часто конфликтуют с другими детьми, не умеют дружить, не усидчивы. Два ученика гиперактивны.

Все дети посещают кружки и спортивные секции в школе и в детском подростковом центре «Буревестник».

С 17 октября все первоклассники проходят профилактический оздоровительный курс лечения в санатории-профилактории «ВИТА» (Лечебная физкультура, фито-чай, галокамера, кислородные коктели).

Учебная работа строится по образовательной системе «Школа 2100».

При проектировании и разработке учебников авторы Образовательной системы «Школа 2100» ориентировались на систему общеучебных умений, разработанную для всех ступеней общеобразовательной школы в 2004 году («Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. Москва: Баласс, 2011). В табл. приведён перечень личностных и метапредметных результатов, на которые нацеливают учебники образовательной системы для 1-го класса.  

Основные подходы учебников 1-го класса разных предметов, нацеленные на формирование личностных результатов, и разных групп универсальных учебных действий,  примеры заданий из учебников,  как учителю научиться определять нацеленность заданий на личностные и метапредметные результаты.

Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса в  1-м классе

Личностные (умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор)

В предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие с позиции общечеловеческих нравственных ценностей.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные (умения организовывать свою деятельность)

Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать свое предположение (версию).

Учиться работать по предложенному плану.

Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные (умения результативно мыслить
и работать
с информацией
в современном мире)

Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать предметы и их образы.

Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные (умения общаться, взаимодействовать с людьми)

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент.

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе
и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Обучение грамоте

На уроках обучения грамоте формируются личностные результаты и все виды универсальных учебных действий: коммуникативные, познавательные и регулятивные. Каждый урок обучения грамоте включает этап «Работа с текстом». Данный этап впоследствии перетекает в уроки литературного чтения.

Работа с текстом на уроках обучения грамоте предполагает осмысленную, творческую духовную деятельность, которая обеспечивает освоение содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений.

В начальной школе важным средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности является использование при чтении текстов элементарных приемов понимания текста: комментированное чтение, диалог с автором через текст.

Работа с текстом обеспечивает формирование:

    самоопределения и самопознания на основе сравнения «я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации; основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан; (С этой целью в содержание Букваря включены такие тексты как: «Наше отечество» К. Ушинского; «Названия русских городов»; «Названия русских рек»); эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев; действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей; умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя; умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения.

Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий − замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). В Букваре и  прописях часто используются графическая символика, схемы для проведения различного вида анализа слов (выделение гласных, согласных) и текста.

Несмотря на широкое использование в учебниках по разным предметам символики и отработки некоторых компонентов моделирования, в целом их содержание не раскрывается и не становится предметом специального анализа и усвоения. Для полноценного формирования этого действия должны широко вводиться разные формы представления учебного содержания и учебных задач (символы, графики, схемы, таблицы).

Для отработки действия моделирования необходима организация деятельности учащихся. С учетом возраста наиболее эффективным способом создания мотивации является использование сказок и текстов, отражающих близкие опыту ребенка реальные жизненные ситуации. Именно с этой целью характеристика звука в Букваре дается через использование схемы-человечка, что вызывает у ребенка интерес и высокую мотивацию к выполнению различных заданий, связанных со схемами-человечками, а учитель в этот момент отрабатывает знания фонетики.  И наконец, следует предусмотреть задания с последовательным переходом от материальных (предметных) форм к схемам и далее символам и знакам.

Пример из урока № 2. «Животные и растения вокруг нас. Слова-названия. Правила письма». Тетрадь №1.

    Мы будем дальше учиться работать с учебной книгой, с учебником «Букварь» (с. 6). Озвучьте каждую маленькую картинку.

Учитель на доске прикрепляет схему слов, которые называют дети.

    Как можно назвать все названные предметы? (Представители животного мира.)

(Есть картинки, которые состоят из нескольких названий, например, гусеница на листке. (_________ _ _____________)

    На какие две большие группы можно разделить эти рисунки? Представители животного мира – это…

На доске схемы слов раздвигаются:

НАСЕКОМЫЕ  ПТИЦЫ   ЗВЕРИ  ЦВЕТЫ

________________  __________  ___________  __________

    Прочитаем каждую группу слов. Назовите ягоды. Если мне захочется рассказать сказку «Колобок», какие картинки я могу подобрать? —  «Волк и семеро козлят»; Какое слово наряжают в новогоднюю ночь? Какое животное может свернуться и превратиться в колючий комочек? Каждое из этих слов представлено рисунком. Каждое слово мы можем заменить схемой. Кто уже догадался, как выглядит схема? (Прямая горизонтальная линия.)

Пример из урока № 2. «Животные и растения вокруг нас. Слова-названия. Правила письма».

Работа в Букваре на с. 6–7. Анализ сюжетной картинки.

    Какие слова подбирал художник, рисуя картину? (ГОРОД – ДЕРЕВЬЯ – ЗДАНИЕ, ПТИЦЫ, МАШИНЫ, ДОРОГА.) А где происходит действие, изображённое на картине? (За городом.) Как вы догадались? Разделите мысленно картину на четыре части. Что в центре? Жёлтая полоса делит картину на две части. Машины разъезжаются. Кто едет в город? Какая машина слева? справа? Кто возвращается в город? Кого видим? Что заставило волноваться собаку? А откуда за городом кот? А может, машина остановилась, кота выпустили и собака зовёт его обратно в машину? Любая картинка заставляет задуматься. Назовите предметы, которые нарисовал художник, чтобы изобразить картину.

ДЕРЕВЬЯ ЛИСТЬЯ ГОРОД ПТИЦЫ ТРАВА (обозначаем схему слов на доске)

    Найдём слова в нижней правой части. (Машина, мальчик, пригорок, склон, листопад.) Какое время года? Как бы вы назвали картину? (Осенью на дороге. Возвращение в город.) Какие ошибки допустил художник? (Цветы с клумбы как-то оказались на обочине.) Можете показать обочину, пассажиров, лес, середина дороги? Представьте себе, что это вы сидите в синей машине; расскажите, что вы видите. Девочки пусть расскажут то, что видят из своей жёлтой машины. Одинаково ли видят ребята? В каком направлении смотрит мальчик в синей машине? жёлтой? Одинаковые ли картинки увидят ребята? Представьте себе, что вы кошечка; что вы видите? («Меня облаяли из машины».)

Задача учителя – показать, как анализировать и рассматривать картину.

    Какие птицы летят? В каком направлении? Что находится за жёлтой полосой? (Обрыв или река.) Кого вы могли увидеть на реке?

Работа в Прописях на с. 1. Тетрадь № 1.

    На реке художнику встретилась лягушка, но она спряталась. Догадливые ребята сразу это поняли. Рассмотрите лягушку в тетрадке. Где сидит лягушка? Найдите место на следующей кочке, куда прыгнет лягушка, она не прыгает по прямой, она приподнимается вверх и опускается. Вот по какой дорожке прыгает. Рассмотрите эту линию. Покажите на парте рукой, как прыгает лягушка. Эта линия как дуга, вы должны такую линию изобразить, соедините две точки, которые помогут изобразить линию-дугу, простым карандашом.

С первых уроков вводятся схемы слов, предложений, схема-человечек для обозначения и характеристики звуков. Очень важно научить ребенка переводить звучащие сигналы в какие-то знаки. Это помогает в будущем переводить звуки в буквы, слова и предложения, писать диктанты.

Математика

Очевидно, что математика исторически ориентирована на развитие процессов рационального мышления, самоконтроля и самооценки: без этого просто невозможно решение ни одной математической задачи, установление взаимосвязей между изучаемыми областями и, как следствие, формирование фундаментальных представлений о предмете.

В настоящее время задача целенаправленного развития комплекса универсальных учебных действий как основы эффективной деятельности поставлена перед всеми авторскими коллективами курсов математики.

Материалы учебников математики Образовательной системы «Школа 2100» (Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П.), и учебника математики
1-го класса в частности, ориентированы на систематическое и целенаправленное развитие универсальных учебных действий, в основном трех групп умений:

    регулятивных; познавательных; коммуникативных.

Такая работа достигается специальной организацией учебных материалов. Учебник представляет собой систему готовых учебных сценариев (уроков). Каждый сценарий занимает один разворот.

Все уроки знакомства с новым материалом ориентированы на целенаправленное формирование регулятивных универсальных учебных действий.

Для этого они снабжены текстом проблемного вопроса со знаком «?» и текстом под знаком «!» – авторской формулировкой того нового, что изучается на этом уроке.

Два этих знака являются сигналом для учителя и детей, что работа на этом уроке будет строиться по следующему общему плану:

    актуализация знаний, необходимых для осознанного самостоятельного формулирования нового; решение задач, подводящих к формулированию основных вопросов урока и, как следствие, целеполаганию на данный урок (определяем, чем сегодня будем заниматься); самостоятельное формулирование нового и коррекция полученной формулировки на основе авторского определения (соотнесение собственной формулировки с авторской и окончательное формулирование вывода); решение задач на применение нового; субъективная оценка результатов деятельности и соотнесение ее с оценкой класса и педагога (формулирование максимально объективной оценки).

В учебнике математики существует ряд уроков, на которых новыми являются только новый математический термин или аксиома. В этом случае сценарий такого урока содержит только текст со знаком «!» (термины и аксиомы не открываются, а сообщаются). В таком случае алгоритм работы будет следующим:

    чтение и объяснение авторского определения, окончательное самостоятельное формулирование вывода (пересказ в понятных и доступных детям математических формулировках); решение задач на применение нового; субъективная оценка результатов деятельности и соотнесение ее с оценкой класса и педагога (формулирование максимально объективной оценки).

Все вышеописанные алгоритмы подробно изложены в методических рекомендациях к данному курсу.

Большинство учебных задач данного учебника, ориентированных на формирование и развитие новых или недостаточно усвоенных знаний или умений, предлагаются для совместной работы учащихся, то есть ориентированы на целенаправленное и последовательное формирование и развитие не только предметных, но и коммуникативных умений. Такие задачи снабжены заданиями: объясните, докажите, сравните свою работу с работами других ребят.

Алгоритмы работы с такими заданиями подробно описаны в методических рекомендациях к данному курсу.

Развитие познавательных универсальных действий исторически в курсе математики строилось в двух направлениях через решение задач:

    хорошо алгоритмизованных; неалгоритмизуемых общими для всех алгоритмами.

Задачи первого направления создают основу формирования у детей алгоритмического и логического мышления и всех связанных с этим умений (понимать цели деятельности, соотносить с этой целью готовые планы действий, понимать простейшие логические взаимосвязи между пунктами плана, точно следовать им, объективно оценивать полученные результаты).

Задачи второго направления создают основу формирования у детей нестандартного, творческого мышления и всех связанных с этим умений (самостоятельно извлекать и перерабатывать имеющуюся у них информацию, самостоятельно преобразовывать ее.  

Данный учебник содержит задачи двух этих групп. При этом задания первой группы снабжены готовыми общеупотребляемыми алгоритмами, а задачи второй группы – пояснениями, образцами выполнения, подводящими детей к формированию собственных алгоритмов их решения.

Следует отметить, что работа с неалгоритмизуемыми задачами никогда ранее не была специальным образом организована на страницах учебников математики, предназначенных для общеобразовательных школ.

Эти задачи предлагались для работы только сильным детям с хорошо развитой математической интуицией. Предлагаемый курс математики создает возможность для работы с данными задачами всех учащихся класса.

Последовательность работы с такими заданиями подробно описана в методических рекомендациях к данному курсу.

Отдельно следует обсудить развитие личностных результатов средствами курса математики Образовательной системы «Школа 2100».

Заданий, специально ориентированных на развитие личностных результатов, в курсе математики не может быть в силу специфики предмета (математика не занимается формированием межличностных отношений, вопросами человеческой этики и т. д.).

Подведем краткий итог всему вышесказанному.

Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) – все уроки первого класса, содержащие тексты со знаками «?» и «!».

Коммуникативные УУД – все задания, содержащие инструкции: «расскажите…», «докажите…», «объясните…» «сравните свою работу с работами других ребят».

Познавательные УУД – все задания на установление закономерностей, последовательностей, арифметические ребусы и головоломки, арифметические лабиринты.

Окружающий мир

УМК «Окружающий мир» для 1-го класса нацелен на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Причем эта работа организована системно, так что любой урок обеспечивает достижение этих результатов.

Личностные результаты

Одна из целей предмета «Окружающий мир» – научить школьников объяснять свое отношение к миру. Такой подход позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребенка, его нравственные установки и ценности. Этим целям служит целая линия развития в учебнике окружающего мира. Такие задания способствуют выращиванию у школьников своей личностной позиции, способствуют их личностному развитию.

Правила работы с такими заданиями подробно описаны в методических рекомендациях к учебникам «Окружающий мир».

 УМК «Окружающий мир» для 1-го класса на первых порах нацелен на чтение и анализ иллюстраций, так как читательские навыки развиты еще пока недостаточно, чтобы читать учебно-научные тексты. Каждая тема учебника состоит из иллюстраций (пиктографический «текст»), заданий к ним и небольших текстов, чаще всего окруженных рамкой. В учебнике имеется два типа заданий для учеников, подавляющее большинство которых является заданием к иллюстрации.

Задания по изучению нового материала (расположены в начале каждой темы и снабжены, как правило, проблемными вопросами). Они состоят из нескольких вопросов для организации диалога по иллюстрации, проблемного вопроса для обсуждения с детьми и короткого текста (как правило, в рамке), который зачитывает учитель, а дети выясняют правильность своих предположений. Желтые рамки обозначают вывод к данному заданию, а красные – ко всему уроку. Таким образом, на примере каждой иллюстрации, посвященной изучению нового материала, первоклассники учатся азам проблемного диалога – участвуют в диалоге, высказывают предположения, проверяют их правильность. Число заданий, посвященных изучению нового материала, может быть избыточным (принцип минимакса), его определяет учитель, однако в любом случае школьники должны познакомиться со всеми необходимыми знаниями, позволяющими им сделать вывод по теме урока. Задания по закреплению и применению знаний также состоят, как правило, из иллюстраций с заданиями, но расположены во второй части темы, не снабжены рамками с выводами и проблемными вопросами. Их назначение – обучение умению применять знания. Число таких заданий избыточно, и его полностью определяет учитель.

Таким образом, выполняя любое из заданий учебника первого класса, ученики учатся понимать иллюстрацию, выявлять из нее информацию и преобразовывать ее.

Работать с информацией на уроках окружающего мира учат продуктивные задания, которые появляются именно в 1-м классе. К ним, прежде всего, относятся проблемные вопросы, снабженные значком . Кроме того, поскольку навык чтения еще развит недостаточно, ответы на многие вопросы содержатся лишь в методических рекомендациях для учителя. Следовательно, и эти задания для детей оказываются продуктивными.

Трудно переоценить роль принципа минимакса в обучении детей поиску нужной информации. Кроме того, важно не только запомнить нужные знания, но и освоить способы их нахождения. Поэтому большую роль при работе детей с учебниками «Окружающий мир» играют краткие словарики, которые помещены в конце книги. Они включают все выделенные в тексте слова.  Желательно иметь в классе набор словарей и детскую энциклопедию. Конечно, в 1-м классе ребята вряд ли смогут свободно находить и пользоваться книгами в процессе своей практической работы. Но если учитель будет обращать внимание школьников на эти книги, пользоваться сам ими в процессе ответов на «трудные» вопросы ребят, то к концу начальной школы ребята смогут самостоятельно начать их использовать. И пусть на первых порах на это не всегда хватает времени. Важно, чтобы постепенно учащиеся привыкали пользоваться словарями и не боялись забыть какое-либо понятие (по этой же причине не нужно требовать выучивать определение наизусть; всегда можно и нужно посмотреть его в словаре).

Важна роль курса «Окружающий мир» и в формировании умения понимать и преобразовывать информацию. Этому посвящен один из вариантов проведения уроков по предмету «Окружающий мир», помещенных в методических рекомендациях. Он основан на постепенном, шаг за шагом, выстраивании опорных конспектов, схематически отражающих всю картину окружающего мира.

Целостная картина мира создается в любой изучаемой области по единому плану.

    Этап классификации.   Этап установления и изучения связей между отдельными классами Создание целостной, упрощенной картины мира в сознании человека

Так же построен учебник «Окружающий мир. Я и мир вокруг».

    I четверть – этап классификации. II четверть – будем устанавливать простейшие связи между группами людей. III четверть – будем изучать профессиональные связи между людьми, связь хозяйства человека с богатствами природы. IV четверть – обобщающая, на уроках этой четверти мы будем выстраивать  целостную картину мира и устанавливать  связи всего живого и неживого на Земле. Делать вывод об особенной роли человека как существа разумного.  

Регулятивные УУД

В соответствии с технологией проблемного диалога ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе цели деятельности, формулируемой самими учениками. У детей развиваются умения ставить цель своей деятельности, планировать работу по ее осуществлению и оценивать итоги выполнения поставленной цели в соответствии с планом. Это поддерживается с помощью специальной статьи «Как работать по учебнику» для учеников, в которой подробно описано, как учиться по учебнику, а также с помощью специального методического аппарата. В частности, в учебнике имеются значки , которые предлагают ученикам проблемные вопросы для обсуждения и выводы в рамке, позволяющие проверить правильность и эффективность своих действий. Таким образом, школьники учатся сверять свои действия с целью, что является главной задачей этого этапа на предмете «Окружающий мир».

Правила работы в технологии проблемного диалога подробно описаны в методических рекомендациях к учебнику «Окружающий мир» для 1-го класса.

Коммуникативные УУД

Формированию коммуникативных универсальных учебных действий посвящена система заданий, нацеленная на организацию общения в классе целиком, в паре или группе учеников. Эти задания снабжены значком .

В методических рекомендациях к учебнику «Окружающий мир» для 1-го класса приведены три варианта уроков, один из которых использует работу в малых группах.

Например, уже с первых страниц учебника 1-го класса в нем приведены как сравнительно простые задания для фронтальной работы (Что это за сказка? Расскажите, кто здесь нарисован. Как волк помог Ивану-царевичу?), так и более сложные проблемные задания для совместного обсуждения (Как легче что-нибудь сделать: одному или вместе с друзьями?); наконец, задания для работы в паре, в которых четко прописана роль каждого ученика (Составь рассказ вместе с товарищем. Пусть один начнёт, а другой – продолжит).

Подведём  итог

    Личностные результаты – все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку. Познавательные УУД – все продуктивные задания, то есть задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника есть подсказки, позволяющие выполнить задание. Регулятивные УУД – все задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат с выводом в рамке. Коммуникативные УУД – все задания для работы в группе.

В  2011 году  мы получили  учебники по всем предметам, которые отличаются единством оформления заданий, нацелены на личностные и метапредметные результаты. В частности, значки оранжевого цвета обозначают этапы проблемно-диалогического урока, нацеленные на развитие регулятивных универсальных учебных действий. Цвет кружков около заданий обозначает, на развитие каких личностных результатов или УУД они нацелены (красный цвет – личностные; синий – познавательные; зеленый – коммуникативные).  Все задания, которые нацелены лишь на освоение предметных умений, имеют нейтральный серый цвет кружков.

Поэтому не только учитель, но и каждый ученик четко понимает и разделяет цели образования.  

Автор материала: Александрова Наталья Филипповна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: