Методическое пособие Развитие правой руки начинающего гитариста младшего возраста

В настоящее время обозначилась тенденция понижения возраста детей, начинающих обучаться игре на гитаре. Это накладывает ряд особенностей на учебный процесс, как для педагога, так и для самого учащегося. В продаже имеются гитары с малой мензурой, пред-назначенные для детей младшего возраста. Но, как показывает практика, временное исполь-зование такой гитары на начальном этапе обучения не всегда оправдано, т. к. именно пер-вые шаги откладывают наиболее глубокие отпечатки на пространственное ощущение и восприятие инструмента учащимся. У ребенка формируются  устойчивые представления о пространственных свойствах инструмента, которые в последующем, при переходе на гита-ру стандартной мензуры, приходится ломать. А это совсем непростой процесс, зависящий от психологических особенностей учащегося.

Некоторые дети воспринимают переход на гитару стандартного размера как освоение совершенно нового инструмента. Таким детям требуется довольно длительный период при-выкания к новому инструменту.

Другой путь – сразу начинать учебный процесс с использованием гитары стандартных размеров. При этом необходимо очень внимательно относиться к физическим возможнос-тям рук учащегося, и, в первую очередь,  к размерам и  возможностям его левой руки.

В данном пособии мы рассматриваем развитие правой руки учащегося. В случае с начи-нающими гитаристами младшего возраста возможности развитие правой руки в значитель-ной степени определяются физическими возможностями его левой руки.

Как подчеркивают практически все авторы школ игры на гитаре, именно правая рука определяет яркость, красочность звучания инструмента, наполненность звукового про-странства, виртуозность исполнения. Еще Маттео Каркасси, замечательный гитарист-вир-туоз, автор одной из первых школ игры на гитаре, подчеркивал важность развития правой руки гитариста. В своей широко известной школе он приводит большое количество замеча-тельных упражнений, направленных на развитие правой руки гитариста. Эти упражнения безусловно полезны для всех начинающих гитаристов. Особенность этих упражнений за-ключается в том, что левая рука гитариста находится в довольно статичном положении. В основном это аккорды До мажор и  Соль септаккорд или Соль мажор (в тональности До ма-жор). А пальцы правой руки исполняют на этих аккордах большое количество движений в виде разнообразных вариантов арпеджио. При всей кажущейся внешней простоте этих упражнений усердная работа над этими упражнениями приносит учащемуся очень хорошие результаты.

Физические размеры руки начинающего гитариста младшего возраста в большинстве случаев не позволяют установить пальцы левой руки на грифе стандартной гитары для из-влечения упомянутых аккордов. В то же время совершенно неоправданно откладывать на более поздний период работу по развитию правой руки в ожидании взросления учащегося начинающими гитаристами младшего возраста.

Данная методика позволяет начинать эту работу на начальном этапе обучения. Для этого диапазон охвата струн пальцами левой руки ограничивается первыми тремя струнами. Вместо аккордов До мажор и  Соль септаккорд предлагается исполнение левой рукой 2-х гамм – гамма терциями, исполняемая на 1-ой и 2-й струнах и гамма квинтами, исполняемая на 1-ой и 3-й струнах. В зависимости от возможностей учащегося гаммы исполняются либо по всему грифу до 12-го лада, либо в пределах 5-ти или даже 3-х ступеней.

В процессе разучивания гамм от педагога требуется особое внимание к правильному ис-пользованию учащимся пальцев левой руки, к отработке точных, чистых скачков на 1-н и 2-а лада, к уверенному скольжению пальцев по струне при смене позиций, включая правиль-ное положение и правильное скольжение по грифу большого пальца левой руки.

При этом не следует подгонять учащегося, пытаться ускорить процесс освоения матери-ала, т. к. такие попытки могут привести к отрицательному результату. Спустя некоторое время, после того, как материал учащимся усвоен, начинается непосредственный процесс развития подвижности пальцев правой руки учащегося.

Обе гаммы в процессе разучивания исполняются сначала половинными нотами. По мере освоения гамм ноты заменяются на четвертные, четвертные далее на восьмые, и т. д. Пере-ход на ноты меньшей длительности следует осуществлять только после чистого, уверенно-го исполнения гамм нотами большей длительности. При этом необходимо сдерживать по-пытки учащегося преждевременно переходить на более быстрое исполнение. 

Гамма терциями исполняется правой рукой в виде различных вариантов арпеджио и различными комбинациями пальцев. При исполнении арпеджио мы постоянно используем 5-ю открытую струну и последовательное расположение пальцев на 5-й, 2-й и 1-й струнах. Это дает возможность использовать следующие варианты исполнения.

    Струны  5-2-1,  пальцы  p-i-m,  p-m-a, Струны  5-1-2,   пальцы  p-m-i,  p-a-m, Струны  5-2-1-2,  пальцы  p-i-m-i,  p-m-a-m, Струны  5-1-2-1,  пальцы  p-m-i-m, p-a-m-a. 

Первоначально упражнения отрабатываются с использованием пальцев i-m и только после уверенного исполнения арпеджио этими пальцами, к работе подключаются комбина-ции с использованием пальцев m-a. Увеличение темпа исполнения этих гамм осуществляет-ся также поэтапно. Целесообразно при переходе к исполнению гамм более короткими нота-ми арпеджио в каждой позиции повторять по 2-4 раза. Это дает возможность более глубоко и уверенно прочувствовать каждую позицию, не “смазывая” ее возрастающей скоростью исполнения.

Гамма квинтами также исполняется в виде различных вариантов арпеджио и различны-ми комбинациями пальцев. При исполнении арпеджио мы также постоянно используем 5-ю открытую струну и последовательное расположение пальцев на 5-й, 3-й и 1-й струнах. Это дает возможность использовать следующие варианты исполнения.

    Струны  5-3-1,  пальцы  p-i-a, Струны  5-1-3,  пальцы  p-a-i, Струны  5-3-1-3,  пальцы  p-i-a-i, Струны  5-1-3-1,  пальцы  p-a-i-a. 

Также, как и в случае гаммы терциями, увеличение темпа исполнения этих гамм осу-ществляется поэтапно. Также целесообразно при переходе к исполнению гамм в более вы-соком темпе арпеджио в каждой позиции повторять по 2-4 раза.                            

Третий вариант упражнений исполняется 4-мя пальцами правой руки –  p-i-m-a. Левая рука исполняет гамму квинтами. При этом 2-я струна постоянно остается открытой. Это накладывает специфику на звучание арпеджио и требует от преподавателя внимательного подхода к выбору гаммы или фрагментов гаммы, чтобы избежать диссонансов на устой-чивых ступенях гаммы.

    Струны  5-3-2-1,  пальцы  p-i-m-a, Струны  5-1-2-3,  пальцы  p-a-m-i, Струны  5-3-2-3-1-3-2-3,  пальцы  p-i-m-i-a-i-m-i. Струны  5-2-1-5-2-3,  пальцы  p-m-a-p-m-i.  

В заключение следует подчеркнуть, что предложенное методическое пособие является компромиссом, применяемым для определенной категории учащихся. Ее не следует рассма-тривать как замену полноценной объемной работы в этом направлении. Как видно из опи-сания, предлагаемые упражнения вполне доступны для начинающих учащихся при испол-нении их в медленном темпе и при плавном поэтапном подключении новых комбинаций пальцев и увеличении темпа исполнения. Одновременно с развитием правой руки учащийся отрабатывает скачки на 1-2 лада и уверенное скольжение пальцев по струне. Спустя неко-торое время эти упражнения дают заметный эффект и учащиеся по мере взросления стано-вятся подготовленными к освоению более сложных упражнений, предлагаемых как школа-ми М. Каркасси, Э. Пухоля, так и других авторов.

Автор материала: Ларьков Александр Александрович

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: