Методические рекомендации по подготовке учащихся к ГИА по обществознанию

Поскольку любой девятиклассник должен сделать выбор двух экзаменов, кроме обязательных, определённая часть учащихся, без сомнения,  выберет предмет “обществознание”.

Часть выбирающих руководствуется, как правило, профориентационным мотивом (предмет в дальнейшем нужен для поступления в вуз, необходимо будет сдавать ЕГЭ, поэтому сейчас уже буду пробовать) Вторые выбирают по рекомендации родителей Третьи – “по нему я хоть что-то знаю, а по другим предметам – я полный профан”.

Сложность для учителя в связи с этим будет заключаться в необходимости так организовать работу этой разноуровневой группы выпускников по подготовке к ГИА, чтобы

    Минимизировать временные собственные затраты Добиться 100% успешной сдачи ГИА Подвести учащихся средне-высокого уровня подготовленности к пониманию, что возможное их использование в качестве консультантов, будет для них полезным, ибо “повторение – мать учения!”.

Исходя из собственного опыта подготовки  учащихся к ГИА, проанализировав опубликованную литературу по ГИА, я пришла к следующим выводам:

Начинать ненавязчиво настраивать учащихся на осознанный выбор предмета на ГИА нужно не ранее 7 класса (у них за первый год изучения предмета сложилось хоть какое-то представление о предмете); В 7-8 классах целесообразно проводить годовые работы по предметам (по выбору ГИА) для желающих попробовать свои силы. При этом учащийся может выбрать предмет для написания работы сам из списка входящих в ГИА, сдаваемых в новой форме.  В этом случае на подготовительном этапе учащийся сможет обобщить и систематизировать знания по предмету. Объём работы 7-8 класса должен быть несколько меньше, чем на ГИА, но структура должна быть однотипна. Например, уровень А – 10 заданий, уровень В – 4-5 заданий, уровень С – 4 задания. Время написания работы –  120 минут; Во время обучения учащимся предлагается набор элективных курсов, которые работают на предпрофиль и на проверку устойчивости интереса школьника к изучаемому предмету, к расширению его знаний, совершенствованию умений; Для успешной сдачи ГИА учащийся должен освоить определённый алгоритм выполнения заданий ещё в 8 классе, чтобы иметь 2 года на их совершенствование, например, умение по усвоенному алгоритму составлять простой план рассказа; Чтобы иметь определённый высокий результат, можно, начиная с 8 класса, практиковать принцип минимакса при выборе уровня выполнении домашнего задания, предлагая еженедельно в качестве расширения круг заданий, нацеленных на формирование универсальных учебных действий, облачая задания в форму, применяемую на ГИА и ЕГЭ; Чтобы быть в курсе проблем, возникающих при сдаче ГИА, учитель должен проанализировать Информационные письма по итогам сдачи ГИА в текущем году.  В них он найдёт множество подсказок, на какие “западающие” темы нужно обратить внимание; Свою работу по подготовке учащихся нужно чётко спланировать во времени, чтобы успеть выполнить намеченное и уже с апреля месяца выполнять только тренировку тестов; Изучение нового содержания по программе продолжается вплоть до конца мая, однако последний раздел целесообразно на занятиях по подготовке к ГИА изложить блочно, чтобы позже на уроке ребята, готовящиеся к ГИА, только бы повторили уже известный им материал; Большую помощь при подготовке к ГИА может оказать работа учащихся с компьютерным тестирование  с использованием программы “My Test”, которая предоставляет учителю возможность самостоятельно заполнить тестовую базу содержания в выбором 1 и более верных ответов, с самостоятельным заполнением учащимся цифр, в необходимой последовательности (как в уровне В в тексте ГИА). Преимущества очевидны с точки зрения независимой оценки и проверки знаний. Программа сама считает количество верных ответов, время выполнения, выставляет оценку и фиксирует для учителя результаты выполнения теста конкретным учащимся. Чтобы приучить учащихся к эффективному распределению времени на подготовку заданий уровня А и В, учитель может использовать компьютерную программу “My Test”, выставив в ней предельно возможное время, которое учащийся может потратить на выполнение заданий уровня А. При подготовке учащихся к ГИА учитель, на мой взгляд, не должен самостоятельно дублировать содержание материала, ранее (в 6-9 кл.)  изученное на уроках, гораздо эффективнее будет давать задания учащимся по предварительной теоретической подготовке по теме (их всего 6 линий), рассмотрение теории и выполнение заданий по которой предполагается на занятии (консультации) по подготовке к ГИА. При организации самостоятельного домашнего повторения при подготовке к ГИА предпочтительнее будет составление схемы, а не конспекта темы. При составлении теста учащийся не только анализирует содержание темы (или фрагмента текста), но и структурирует, выстраивает взаимосвязи данного материала с остальным, имеющимся в теме (или её части). Важную роль в процессе подготовки к ГИА играет оперативность контроля, поэтому помощником может стать обмен информацией учитель-ученик посредством электронной почты (имеется возможность прикреплять достаточно большие файлы для учителя, а учитель может просто подчёркивать  или обводить те места в материалах ученика, которые вызывают сомнения или требуют доработки). Усвоение теории и сформированность навыков и умений по выполнению конкретных учебных задач должна быть на строгом постоянном контроле у учителя, именно эта информация должна быть открытой для родителей по подготовке их ребёнка к ГИА во время встреч-консультаций с родителями данной категории учащихся. Используйте возможности ш

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: