Метод проектов как средство постижения красоты природы

В этой статье описан опыт работы с книгой в рамках V Всероссийской научно-практической конференции

“ДЕТСКАЯ КНИГА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ: ПОЗНАВАТЕЛЬННЫЕ, НРАВСТВЕННЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ”

Мы  работаем учителями русского языка и литературы в сельской школе. Недалеко от неё находится лес, а из окна школы видны простирающиеся далеко-далеко поля и луга, часто меняющееся небо.  С ребятами охотно ходим в лес отдохнуть, подышать свежим воздухом, понаблюдать за теми из­менениями, которые происходят в природе.

Стараемся обратить внимание детей на красоту природы родного края, чтобы они могли эту красоту запомнить, полюбить  свою родную землю, природу, сберечь её. Стара­емся воспитывать в них эти качества, работая над произведениями русских писателей и поэтов о природе.

Благодатным материалом, помогающим нам воспитывать в детях чувства патриотизма и любви к родной природе, является метод проектов, который проходит стержнем через нашу педагогическую деятельность,  который предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения и интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, творчества,  а с другой – огромный потенциал воспитательных возможностей, которыми пользуется каждый учитель.

Нам хочется поделиться своим опытом. Примером  группового проекта стала работа, созданная совместно с родителями  “Край ты мой, родимый край (по произведениям русских поэтов)”, в котором мы подробно познакомились с творчеством  И. А  Бунина, В. А. Жуковского, А. К. Толстого.  Целью проекта стало расширение познания  красоты родного края через анализ лирических стихотворений.  В ходе проекта мы с ребятами анализировали стихотворения В. Жуковского “Приход весны”, И. Бунина “Родина”, А. Толстого “Край ты мой, родимый край”, “Благовест”.

Наш подход к методике обучения  анализу стихотворений о природе  опирается на использование метода интеграции. Мы стараемся наши занятия проводить в тесной связи с уроками русского языка, РИКО, ИЗО, музыки,  чтобы дети смогли прочувствовать красоту природы, запечатленную в стихотворении, чтобы они смогли увидеть в нем образ самого автора. После первичного восприятия дети объясняют значение некоторых слов при помощи толкового словаря. В ходе работы над стихотворением находим выразительные средства языка, художественные детали, слова-ассоциации. Практически всегда после анализа стихов предлагаем  детям попробовать себя в роли художников-иллюстраторов,  композиторов – сочинить музыку к изученному стихотворению. И дети с удовольствием творят! На следующих занятиях  они, не стесняясь, поют стихотворения, а не просто рассказывают их наизусть, участвуют в вернисаже “Душа природы”.  Большое внимание также уделяем развитию навыков выразительного чтения стихотворения: дети подчеркивают в стихотворении слова, на которые падает логическое ударение, указывают карандашом длительность пауз и обозначают стрелками повышение и понижение интонаций.

Такие задания раскрепощают детей, развивают у них творческие способности, способствуют появлению интереса к урокам литературы. Итоговым продуктом  стал выпуск литературного альманаха  “Живет поэзия во мне”

На дворе декабрь,

А за окном капель.

Как будто бы на улице

Во  всю идёт  апрель.

Но спешит дозором

Старый дед Мороз, 

Наведёт порядок,

Приморозит нос.

Будут и морозы,

Будут холода,

Будет настоящая  русская зима! Кристина Б.

Ах, село моё родное,

Ты и радость, и судьба.

Получу образованье,

Жить приеду вновь сюда.

Если стану я флористом,

Всё кругом переменю:

Разобью сады тенисты,

Всё цветами засажу.

Пусть фонтаны освежают

Воздух брызгами весны,

Через Бродовку  пролягут

Легкокрылые мосты! Кристина Н.

Следующим интегрированным проектом стал исследовательско-творческий  проект “Расскажите нам, пожалуйста, облака”  (в рамках подготовки к уроку “Творческая мастерская”). Задачи этого проекта  были следующие:

    узнать из разных источников о таком природном явлении, как облачность; на основании энциклопедических словарей составить перечень разновидностей облаков; найти в разных жанрах искусства (литературе, музыке, поэзии) упоминания об облаках.

В ходе этого проекта ребятами был составлен кроссворд по теме проекта,  таблица  “Интересное об облаках”, а также сочинили маленькие литературные  произведения (стихотворение, сказку, синквейн, хокку и т. д.) об облаках. Например, синквейн Любы Т.

ОБЛАКО

Легкое, пушистое.

Плывет, наблюдает, летит.

Облако – это мои мысли, моя фантазия.

Белогривые лошадки.

А итогом работы стал урок-творческая мастерская  “Образ облаков в литературе, живописи  и музыке”

В своей деятельности мы используем краткосрочные проекты в ходе одного урока. Примером  может служить  урок-исследование описания украинской ночи в произведении Н. В. Гоголя “Майская ночь или утопленница”.Перед собой мы поставили цель: показать мастерство Гоголя в области словесной живописи, безграничную любовь писателя к природе, закрепить умение учащихся в анализе поэтических картин. В ходе урока ребята были разделены на 3 группы, которые получили индивидуальное задание. Первая должна была проанализировать первую часть отрывка и ответить на вопросы: что взволновало писателя, и какие изобразительно-выразительные средства языка использует Н. Гоголь?  Второй группе было предложено выявить характерные особенности украинской ночи во второй части описания и назвать главный прием автора в её изображении. Третья группа занималась поиском ответов на вопросы: что видит и слышит читатель и меняется ли картина ночи.

Итогом работы стала защита каждой группы своего мини-проекта. Одна группа в своем обобщении использовала увертюру из оперы Римского-Корсакова “Майская ночь, или Утопленница”, других вдохновила на творчество картина А. Куинджи “Украинская ночь”, а третьи пришли к выводу, что красотой украинской ночи восхищался и А. С. Пушкин в поэме “Полтава”:

Тиха украинская ночь,

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

Луна спокойно с высоты

Над белой церковью сияет,

И пышных гетманов сады,

И старый замок озаряет.

И тихо, тихо все  кругом …

В конце исследования пришли к выводу, что каждый писатель, поэт, художник, композитор – это целый мир. А войти в этот мир, ощутить его многогранность и неповторимую красоту – значит приблизить себя к познанию бесконечного разнообразия природы.

Итогом стало написание мини-сочинения “Ночью за околицей”. Саша З. рассказал о помощи отцу во время ночной пастьбы,  Настя С. о работе брата – комбайнера  во время уборочной страды, а Ира П. рассказала о задушевных разговорах и песнях у ночного костра в походе.

Воспитание любви к природе через метод проектов – один из аспектов формирования эмоциональной культуры, которая закладывается в детстве. Пробуждению и воспитанию чувств способствует сопоставление различных явлений природы и отношения к ней разных писателей и поэтов. И чем раньше человеческие чувства дойдут до сознания, сердца и памяти детей, тем больше будет надежда вырастить их эмоционально грамотными, душевно чуткими, хранителями родной природы

Авторы материала: Долганова Зоя Владимировна, учитель русского языка и литературы начальной школы; Таратуто Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 19, село Бродово

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: