Краткое содержание “Слепой музыкант”

Попельский Петр (Петя, Потрусь, Петрик) – главный ге-рой. Подзаголовком – “этюд” – автор, очевидно, хотел выразить экспериментальный характер своего произведения, связанный не только с чисто литературными, но и с естественнонаучны-ми, медицинскими проблемами. “Основной психологический мотив этюда составляет инстинктивное, органическое влечение к свету”, – писал автор в предисловии к шестому изданию сво-ей повести. Подробнее он рассуждал в одном из писем: “Мне говорили часто и говорят еще теперь, что человек может тоско-вать лишь о том, что он испытал. Слепорожденный не знал све-та и не может тосковать по нем. Я вывожу это чувство из давле-ния внутренней потребности, случайно не находящей прило-жения. Концевой аппарат испорчен – но весь внутренний ап-парат, реагировавший на свет у бесчисленных предков, остался и требует своей доли света”. Петя родился в богатой семье помещика Юго-Западного края. Мать, установив его слепоту, пыталась окружить младен-ца излишней опекой, начала баловать его, но ее брат Максим, потерявший на войне ногу, потребовал, чтобы к племяннику не проявляли “глупую заботливость, устраняющую от него необ-ходимость усилий”. И в дальнейшем дядя Максим оставался строгим и добрым другом Пете, не позволяя ему чувствовать свою неполноценность, в конце концов вселив в него уверен-ность в возможность духовного прозрения, что и происходит Б финальной сцене повести: Петя, уже испытавший счастье се-мейной жизни, отец зрячего сына, став пианистом, заворажи-вает своей игрой огромный зал. Повесть, редкая по силе оптимизма, дающая убедительный пример несломленной судьбы, поэтичная и правдивая в дета-лях, не раз вызывала сугубо профессиональные споры, сводив-шие ее содержание к проблеме убедительности или неубеди-тельности описания истории болезни.

К таковым относится выступление слепого профессора психологии A. M.Щербины (1916). На критику Короленко отвечал так: “Щербина – пози-тивист до мозга костей. Он или судьба за него сделали то, что хотел сделать мой Максим. Разбил задачу на массу деталей, последовательных этапов, разрешил их одну за другой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: