Коучинг как формула индивидуального наставничества в работе с одаренными детьми

В условиях базисного учебного плана и государственного образовательного стандарта, соответствующих им стандартизированных учебных планов, типовых программ и заданий учащийся оказывается поставленным в ситуацию, когда он вынужден самоопределяться на ситуативном уровне: задача, которую ему необходимо выполнить, ставится извне, типовой способ достижения цели задан, ограничены возможности для изменения, результат образовательной деятельности соотносится с эталоном и оценивается по стандартной шкале. Но одарённые дети требуют дифференцированных учебных программ и помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенции. Поиск путей развития одарённых детей – сложное, но очень важное дело, в котором делаются только первые шаги. Есть два подхода к проблеме выявления и развития одарённости детей: если первый предполагает работу с «элитой», то другой исходит из представлений о резервах одарённости, заложенных практически в каждом ребёнке.

Два года я преподавала русский язык и литературу в гуманитарном классе. Два года я верила, что у моих учеников есть всё необходимое, чтобы достичь поставленных целей, делая ставку на грани их личности: «моя уникальность», «мои ресурсы», «мой развивающийся потенциал».

Добиться высоких результатов мне помогла система индивидуального наставничества, или коучинг. Слово «коуч» закрепилось в английском языке в 16 веке и означало «карету», «повозку». Термин «коучинг» активно используется в спорте, экономике, психологии, а последние тридцать лет и в образовании. Коучинг – это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников  образовательного процесса с целью получения максимально возможного эффективного результата. Главное достоинство коучинга – это уважение к личности ученика, вера в него, которые помогают добиться результатов.

Технологии коучинга позволяют учителю выявить и вывести на поверхность способности детей мыслить, творить, интегрировать свою энергию. Подобные формы и методы актуальны сейчас в русле происходящей смены образовательной парадигмы от традиционной концепции к гуманистической. Сегодня надо ориентироваться на идёю создания условий для развития личности, её самоопределения, на идею демократизации образования, отказавшись от авторитарной педагогики. Интересен взгляд на технологии коучинга, изложенный в статье «Гуманизация, компетентность, контекст – поиски оснований интеграции» А. Вербицкого и О. Ларионовой. Авторы анализируют как наиболее продуктивный подход к человеку как к субъекту, инициирующему и организующему собственный процесс саморазвития. Используя коучинг, учащиеся достигают  своих целей наиболее эффективным путём, а задача современного учителя мотивировать на результативность. Поскольку на сегодняшний день уровень мотивации школьников достаточно низкий, учитель должен дать тот побудительный импульс, который позволит вовлечь ребёнка в какой-либо творческий процесс, в научную деятельность.

За два года мы выстроили свой модельный ряд поведения от коуч – последователь через коуч – подмастерье до творческого союза (сотрудничество, сотворчество, сопереживание, общая ответственность за результат). Была выведена формула эффективного коучинга: потенциал +информативное поле + индивидуальный маршрут + ситуация успеха –  внутренние (неуверенность, комплексы) и внешние (давление со стороны учителя, неверие окружающих) вмешательства.

Учитель – коуч не давит на ученика, а провоцирует к поиску решений, старается понять, что мешает в достижении целей, активно слушает. Ученик в заданных условиях исследует ситуацию и своё отношение к ней, внешние и внутренние препятствия, возможности для их преодоления, выбирает конкретные варианты и составляет план действий.

Насколько эффективным оказался коучинг говорят следующие цифры:

9  класс:

    11 побед в районных, региональных олимпиадах; 12 дипломов победителей творческих конкурсов; 3 диплома участников научно-практических конференций.

Итоги двух лет обучения:

    36 побед в олимпиадах:

Муниципальные, региональные олимпиады. Всероссийские олимпиады: «Поколение 21 века», турнир им. Ломоносова, «Познание и творчество» (Обнинск), олимпиады РГТЭУ.

    67 дипломов победителей творческих конкурсов:

 Региональные: «Рукописная книга», военно-исторические чтения «Салют, Победа!», журналистский конкурс «Твой шанс», смотр-конкурс «Подворья казачьей станицы», конкурс виртуальных фотоальбомов «Летопись моей семьи», областная акция «О чем говорит фотография», конкурс «Святыни Оренбургской области».

Всероссийские: конкурс творческих работ им. А. С.Пушкина «Капитанская дочка», «Живые голоса истории», портал журналистов «Живое слово», «Святые заступники Руси», конкурс творческих работ «Идеи Д. С.Лихачева и современность», конкурс сочинений «Белая ворона», литературный конкурс «Волшебная строка – 2011»; конкурсы сайта minobr. org

Международные: литературный конкурс «Лицо России»,  «Исламский портал» — конкурс сочинений «Моя махалля, моя мечеть», конкурс малой прозы «Белая скрижаль».

    31 диплом призёров  научно-практических конференций:

Региональные: «Интеллектуалы 21 века», «Горизонты науки и образования», «Ассоциация  университетский учебный округ».

Всероссийские: «Человек и история. 20 век», «Идеи Д. С.Лихачева и современность», турнир им. Д. И.Менделеева.

Итак, коучинг развивает творческую инициативу, мотивирует развитие интеллекта, определяет социальный интерес личности.

Список используемой литературы:

Вербицкий А., Ларионова О. Гуманизация, компетентность, контекст – поиски оснований интеграции / А. Вербицкий, О. Ларионова // Alma mater: вестник высшей школы. – Москва, 2006. — №5. – с. 19-25 Ершова Р. В.  Теория и практика психологии образования: XXI век. – Сборник научных статей, Коломна, 2006. – с. 200-209 Кайдалов В. А. Философия образования в педагогической деятельности / В. А. Кайдалов // ВУЗ.  XXI век: науч. – информ. Вестник / Зап. Урал. ин-т экономики и права. – Пермь, 2001.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: