Конспект логопедического занятия Формирование понятия звук

    Развитие фонематического восприятия. Развитие слухового внимания. Развития ассоциативного мышления. Развитие мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение).

Оборудование

    Магнитофон, аудиозапись звуков (смех человека, мычание коровы, гудок автомобиля, звон колокола, шум дождя, шум моря, согласные звуки в алфавитном порядке, записанные с интервалом в 5-6 с). Шесть одинаковых плакатов с символическими изображениями частей тела. Мешочки из ткани размером 10 на 5 см с кулиской.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед просит каждого из детей, перед тем как он сядет на свое место, произнести какой-нибудь звук (чихнуть, покашлять, рассмеяться, громко отодвинуть стул и т. д.).

Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о том, что такое звук.

Основная часть

Игра «Внимательные ушки»

Логопед: Сейчас мы послушаем пленку с записью различных звуков. (Включает магнитофонную запись). Знакомы ли вам эти звуки?
Дети. Да.

Учитель вновь включает магнитофонную запись и останавливает её по окончании каждого фрагмента. Пока звучит запись, учитель размещает на доске (начиная с левой стороны) шесть одинаковых плакатов (рис 1). После прослушивания каждого звука проводится беседа.

Логопед: Дети, вы узнали этот звук.

Дети: Да, так мычит корова.

Логопед: Скажите, пожалуйста, вы должны увидеть корову, чтобы понять, что это мычит она?

Дети: Нет.

Логопед: А звук, который она издает, вы видите?

Дети: Нет.

Логопед (зачеркивает на плакате изображение глаза).

Для того чтобы понять, что это корова, вам надо её потрогать?

Дети: Нет.

Логопед: А звук, который она издает, вы можете потрогать?

Дети: Нет.

Логопед (зачеркивает на плакате изображение руки): Для того чтобы понять, что это мычит корова, вам надо её понюхать?

Дети: Нет.

Логопед: А звук, который она издает, вы можете понюхать?
Дети: Нет.

Логопед (зачеркивает на плакате изображение носа): Что же надо сделать, чтобы понять, что это мычит корова?

Дети: Услышать.

Логопед: Правильно. Поэтому мы оставим на плакате изображение уха.

Аналогичная работа проводится со всеми записанными звуками. В результате на доске оказывается шесть плакатов, на которых не зачеркнутым остается только изображение уха.

Итак, оказывается, для того чтобы понять, кто или что производит какой-либо звук, нам не надо видеть этот предмет или явление, да и сам звук мы не можем ни увидеть, ни потрогать, ни понюхать. Мы можем его только услышать. Значит, то, что мы не можем ни увидеть, ни потрогать, ни понюхать, а можем только услышать, называется звуком. Правильно?

Дети: Да.

Физминутка. Игра «Что в мешочке?»

Логопед: Теперь давайте немного поиграем. (Раздает детям по одному мешочку.) Возьмите, пожалуйста, в руки мешочек и рассмотрите его. Загляните внутрь. Там что-нибудь лежит?

Дети: Нет.

Логопед: Опустите туда пальчики. Оттуда можно что-нибудь достать?

Дети: Нет.

Логопед: Понюхайте, из мешочка чем-нибудь пахнет?

Дети: Нет.

Логопед: Как видите, там нет ничего, что можно было бы увидеть, потрогать или понюхать. Теперь сделаем так. Я буду подходить к каждому из вас по очереди. Как только я подойду, вы откроете свой мешочек.

Логопед незаметно включает магнитофон, а дети слышат согласные звуки. Логопед останавливается возле каждого ребенка, когда слышится какой-либо звук Как же называется то, что сейчас выскакивало из ваших мешочков? Вы эт видели, вы это могли потрогать, вы это могли понюхать?

Дети: Нет.

Логопед: Как же это называется?

Дети: Звуки.

Логопед: Обратите, пожалуйста, внимание на их звучание. Короткое, резко, вот такое.  (Произносит согласные звуки и  одновременно опускает указательный палец правой руки на тыльную сторону левой ладони.) Давайте попробуем сделать это вместе. Повторяйте за мной.

Дети повторяют за логопедом звуки и движения рук.

Какой сильный удар. Он похож на небольшой укольчик. Верно? Как вы думаете, можно сказать, что наш звук такой же короткий, резкий, как укол?

Дети: Да.

Логопед: Скажите, пожалуйста, а что надо сделать человеку, чтобы появился звук?

Дети: Его надо произнести.

Логопед: Давайте обозначим это так. (На доске рисует губы.) 5. Итог занятия.

Логопед: Итак, давайте вспомним, что же мы сегодня узнали? Звук — это то, что нельзя увидеть, потрогать, понюхать. Его можно только произнести и услышать. Вокруг нас очень много разных звуков. Есть и такие, при произнесении которых мы вспоминаем про укольчик. Так мы будем произносить согласные звуки нашего алфавита.

Автор материала: Шонкова Марина Владимировна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: