Конспект игры «В гостях у леса»

Чтобы расширить представления детей о природе  в школьном лагере было проведена игра — «В гостях у леса». Каждый отряд, согласно маршрутному листу, прошел шесть  станций. На станциях ребята  вспоминали стихи, пословицы. Веселые вопросы у ребят вызывали живой интерес и каждый смог проявить эрудицию и смекалку. Мероприятие прошло на высоком эмоциональном подъеме и очень понравилось детям.

Цели:

    содействовать формированию знаний о связи окружающей среды и человека;   становлению коммуникативных способностей; содействовать сплочению детского коллектива;. активизировать познавательную деятельность детей; воспитание любви к родной природе, ее красоте;    

Ход мероприятия:

Сегодня, ребята, в нашей стране отмечается день экологической безопасности.  В нашем лагере мы проведем игру «В гостях у леса» и  вспомним то, о чем говорили на уроках природоведения. Вам предстоит пройти испытания на 6 станциях, где старшие ребята предложат выполнить задания. Результаты испытаний вам запишут в маршрутный лист. Удачи всем!

Станция 1. «Лесная аптека»

Ребятам предлагаются иллюстрации, на которых изображены лекарственные растения. Нужно вспомнить название растения и его целебные свойства:

    Ландыш лечит болезни сердца; Чистотел используют при  заболеваниях  кожи; Крапива  помогает при радикулите; сок  растения останавливает кровотечения; Подорожник лечит раны, нарывы, язвы; Цвет липы заваривают и пьют как чай при простуде; Одуванчиком лечат заболевания желудка; Валериана помогает при бессоннице; Василек  используют при воспалении слизистой оболочки глаз; Редька  помогает при простуде, сок ее пьют при  кашле; Малиновый чай пьют при простуде, в нем содержится природный аспирин; Шиповник  укрепляет сердце; Настой корня земляники улучшает зрение Отвар тысячелистника  останавливает кровотечения; Мох сфагнум заменяет вату

Станция 2.»Пословица недаром молвится»

Я начинаю читать пословицу, а вы  должны продолжить ее, объяснить смысл. Вспомните и назовите как можно больше пословиц, связанных с природой.

    Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади. Дубовую рощу ветер свалит. Лес и вода – брат и сестра. Деревья скоро сажают, да не скоро с них плоды едят. Гриб ищут – по лесу рыщут. И зимой будет ягода, если заготовить загодя. На лес не поднимай руку, он будет служить и сыну, и внуку. Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горя кручи.

Станция 3.Экомарафон.

Вам нужно ответить на вопросы, выбирая один из предложенных ответов:

    Выберите  растение, из которого в походе можно заварить чай: подорожник, крапива, чабрец Как вы считаете, чей шаг длиннее – слона, кенгуру, жирафа? Какое дерево цветет последним в году – липа, яблоня, береза? Он бывает белый и черный. Что это за птица – воробей, лебедь, страус? Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки — лебеди, голуби, стрижи. Какая ягода самая крупная – слива, арбуз, клубника? Самый популярный в Голландии цветок – роза, фиалка, тюльпан? Кто трижды родится, прежде чем стать взрослой – улитка, цыпленок, бабочка? Какое дерево все время дрожит – осина, ель, ива? Самая большая птица на Земле – страус, пеликан, павлин? Самое большое млекопитающее на земле – слон, кит, бегемот? Какие птицы не улетают зимой на юг – грачи, воробьи, аисты? Какое из животных не впадает зимой в спячку – лиса, медведь, еж? Какое насекомое может поднять вес в 10 раз больше своего веса – муравей, стрекоза, бабочка? Какие цветы занесены в Красную книгу – василек, ромашка, подснежник?

Станция 4.О чем идет речь?

Будьте внимательны, разгадывая мои загадки. Не попадитесь в ловушки

Лезет в нос летящий пух –

Весь июнь цветет …(тополь)

На краю растет обрыва

В колких иглах, шишках…(ель или сосна)

Влез на грушу быстро Мишка:

Та уже поспела …(груша)

Уколола палец Машка:

Вся в шипах ее…(роза)

В Новый год она красива

Вся в огнях, игрушках…(елка)

Крона от ягодок вся уж красна,

Очень красивою стала…(рябина)

Пишут в каждой детской книжке,

Что растут на дубе …(желуди)

Как горящий уголек

Ярко – красный…(мак)

А сейчас я предлагаю вам  вспомнить стихи о природе, вы должны  вставить пропущенные названия деревьев в тексте стихотворений, вспомнить авторов этих стихов

«________ душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила»

(Черемуха. С. Есенин)

«Улицей гуляет

Дедушка-мороз.

Иней рассыпает

По ветвям________.»

(Берез С. Дрожжин)

«Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в широком поле;

Море синее кругом,

____зеленый над холмом»

(Дуб А. Пушкин)

Кора груба, морщиниста, красна,

Но как тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не _____

А зной и сухость солнечного света»

(Сосна. И. Бунин)

Пусть сосны и _____

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись, спят».

(Ели Ф. Тютчев)

Как мой садик свеж и зелен!

Распустилась в нем ______

От черемухи душистой

И от лип кудрявых тень»

(Сирень А. Плещеев)

Станция 5. Игровая

Перед игрой ведущий этой станции предупреждает: «Я буду называть в игре только птиц, и если вы услышите, что появились не птицы, а что-то другое, дайте мне знать. Можно топать и хлопать

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи

(мухи – это насекомые)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны…

Прилетели птицы:

Голуби, куницы

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки

Лебеди и утки –

И спасибо шутке!

Станция 6.Зеленый друг

Ответьте на мои вопросы:

    Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах? (ель, сосна, лиственница, можжевельник) Чем ценна древесина лиственницы? (устойчива против гнили, поэтому применяется для подводных сооружений, в судостроении) Лесоводы иногда называют березу доброй няней леса. Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от заморозков и от обжигающих лучей солнца) Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (Сосна – светолюбивое дерево) Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (в дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых) Какую роль играет ива для берега реки, озера? (своими корнями она укрепляет берег, защищает водоем от излишнего испарения) Какое дерево цветет позже всех? (липа цветет летом) Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (бледная поганка, мухомор, ложные опята, желчный гриб, сатанинский гриб) В какое время суток следует отправляться за грибами? (С рассветом, когда гриб самый крепкий, душистый) Название  какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? Зверя? (вороний глаз, волчье лыко) Листья каких деревьев краснеют? (рябина, осина, клен) Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, Вероника, Лилия, Василек, Иван-да-Марья) Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду? (колокольчик) Почему лес называют зеленой аптекой? (в наших лесах растет  много лекарственных растений, можно найти лекарство от любой болезни) Какие ягоды очень богаты витамином С? (черная смородина) Какая ягода заменит лимон? (клюква)

По окончании игры подводятся итоги, выявляются победители.

Список использованной литературы

Артамонова Л. Е «Путешествие по сказкам А. С.Пушкина»  М.: «Вако», «Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий», 2006 Школа юного краеведа Волгоград, 2007; Школьник Ю. К. «Растения. Полная энциклопедия» М.: «Эксмо», 2011

Автор материала: Плеханова Марина Владимировна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: