Концепция воспитательной системы школы

Воспитание-категория вечная. Все лучшее в человеке дается воспитанием и все плохое тоже дается воспитанием. Дело в том, что «невоспитания» вообще нет.   Учитель постоянно воспитывает ученика своим общением, своей личностью. Работа с детьми, само педагогическое мастерство для учителя есть нравственно-ответственное дело. Воспитание есть искусство, благодаря ему развиваются все природные способности человека.
Воспитательная работа, в основе которой лежит процесс самоопределения и самовыражения личности ребенка во всех ее проявлениях. Основным назначением воспитательной работы лицея является создание условий для творческого развития личности, формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни достойного человека.

Сформулированная таким образом цель воспитания предполагает целостность воспитательной программы, ее мобильность, включающей в себя все сферы в жизни учащегося, образ личности, способной производить свободный выбор деятельности, будь это познавательная, художественная или трудовая, досуговая или научная.

Реализация воспитательного влияния происходит как в кратковременном воздействии на детей, так и в организации совместной деятельности, основанной на принципах:

    природосообразности — закономерность развития ребенка; целостности — воспитание и обучение являются равноправными взаимодействующими компонентами; сотрудничество — единство целей жизни ребенка и воспитательных целей педагога; гуманизма — ребенок не объект воспитания, а неповторимая саморазвивающаяся личность; дифференциации — отбор содержания, форм и методов воспитания с учетом возраста и интересов участников воспитательного процесса.

Основными направлениями воспитательной системы являются:

    ценности и нормы жизни лицея; образование и культура; взаимопонимание и общение; формирование здорового образа жизни.

Другими компонентами системы являются сферы деятельности, т. е. то, где воспитывается ребенок. Это:

    воспитывающая среда; учебная деятельность; система дополнительного образования; нравственное воспитание; внеклассная работа; самоуправление.

Воспитательная среда включает: оформление интерьера учебных кабинетов и рекреаций лицея; психологическую атмосферу ; социум семья.

Учебная деятельность включает: урок; предметные недели (экологии, биологии, географии; истории; английского языка; русского языка и литературы; физики; математики); научно-практические конференции (открытая по истории «Уроки истории, уроки жизни», Краевая естественно-научная «Молодежь-потенциал российской науки», международная по экономике «Молодежь познает тайны экономики») физическую культуру; экономическое образование; профориентацию.

Дополнительное образование — организация кружков по направлениям: техническое творчество (5 кружков); спортивное (4 кружка); эколого-биологические (1 кружок); художественные (10 кружков); декоративно-прикладного творчества.

Нравственное воспитание: программа гигиенического обучения «Я чувствую здоровье»; программа антинаркотического воспитания; комиссия по конфликтным ситуациям; совет по профилактике правонарушений среди подростков.

Внеклассная работа: воспитательная работа в лицее; воспитательная работа в классе; социальный педагог в структуре лицея.

Самоуправление. Школьное самоуправление дает возможность ученику раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем лицея. Это: совет лицея; совет командиров; совет класса; система поручений.

Таким образом, лицей должен стать не только творческой лабораторией по разработке и опробированию нового содержания образования, направленного на гуманизацию учебно-воспитательного процесса, но и учебным заведением, в центре внимания которого сам ребенок, его психическое, физическое состояние и социальное благополучие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: