Классный час «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем…»

    развитие познавательного интереса школьников в области истории, расширение их кругозора; формирование позитивного образа простых детей и из других стран, в частности, США; формирование  идеала  для подражания; формировать убежденность в ценности каждой конкретной личности и мирного развития всей планеты.

Подготовка классного часа:

Оформление помещения для проведения классного часа (рисунки школьников по теме). Поиск необходимой литературы по теме классного часа и выставка детских книг в классе.

Дети разных народов

Мы мечтою о мире живем

В эти грозные годы

Мы за счастье бороться идём…

Учитель: Мы живем на планете Земля, она уникальна и многообразна. К сожалению, в мире постоянно происходят военные конфликты между разными странами,  и война врывается в дома простых людей, детей, таких же, как вы. Сохраняется опасность Третьей мировой войны, наращивание военного потенциала, создание и распространение ядерного и другого оружия, вмешательство одних крупных держав в политику других стран не может не вызывать опасений и тревог.  Но всегда находились и находятся те кто борется за мир своими силами.  Сегодня мы вспомним об одной девочке, покорившей своей улыбкой  и своим желанием жить в мирном мире.

Ученик 1. В ряды борцов за мир стала  и 10 летняя американская школьница  из города Манчестера  — Саманта Смит, написавшая письмо  в Москву, в котором спрашивала: «Вы за войну или за мир?».

Ученик 2.

По небосклону

В черных тучах

Под взглядом злых

И добрых глаз,

Саманта,

Звёздочкой падучей

Ты над планетой пронеслась

Ученик 3.

Умна,  прелестна, необычна

Душой и обликом светла

Ты размышляла  о законах

И беззаконьях бытия.

Ученик  4.

Позже эту милую девочку  с симпатичным  круглым лицом  и выразительными умными глазами не раз спрашивали: «Саманта, что побудило тебя  написать это письмо?».  Она отвечала на этот вопрос много раз: сделала это после того, как  прочитала  в журнале «Тайм», что  русские угрожают Америке страшным ядерным оружием  и тем самым  вынуждают её строить все новые  и новые ракеты. Ей стало  тревожно за себя  и свою семью.

Ученик  5.

Над крышей ласточка летала,

И в добром солнечном тепле

О счастье девочка мечтала

О мирном небе над землей,

Без смертоносного металла,

И воя бомб над головой!

Ученик 10. А кто-то, где-то может быть

Уже решил тебя убить

У бомбы нет ушей и глаз!

Она убьёт и Вас и нас!

Ученик 1.

Нам нужен мир тебе и мне

И всем на свете детям

И должен мирным быть рассвет

Который завтра встретим.

Нам нужен мир, трава в росе, улыбчивое детство,

Нам нужен мир, прекрасный мир, полученный  в наследство.

Ученик  6.

Грозный смерч над землей  в  небом синем,

Это черная смерть в Хиросиме.

В Хиросиме

В небе синем –

Горький пепел  в сердцах навсегда…

Помни,

Не забудь обожженные лица,

Это может опять повториться.

Ученик 2.

Берегите землю! Берегите!

Жаворонка в голубом зените

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

Ученик  7.

Саманта писала: «Мне 10 лет. Я обеспокоена, будет ли война…Вы за войну или нет? Если Вы против, пожалуйста, скажите, как вы собираетесь не допустить войну».

Ученик 3.

Рука  с трудом выводит буквы

В конце строки как крик вопрос

Я узнаю твой почерк круглый

Его знакомый перекос

Не знаю, страх или отвага

Что движет детскую рукой

Как снег почтовая бумага

Строка ложиться за строкой

И слышит девочка сирену

И видит рядом…

И видит рядом тень крыла

Огонь и рухнувшую стену

И слышит рядом звон стекла

Все небо — ядерное пекло

Одно мгновенье, малый срок

И превратится в горы пепла

Её любимый городок

Американская девчонка

Защиту ищет у Москвы

Она надеется при этом

Что там, в Москве ее поймут

Придет ответ и с тем ответом

Надежды сразу оживут…

Ученик  8.

И вот получен ответ: Ю. В. Андропов писал: «Твой вопрос самый главный. Отвечу на него серьезно и честно. Советские люди знают, сколь ужасна и разрушительна война. И у Америки и у нас есть ядерное оружие – страшное оружие, которое может  в один миг убить миллионы людей. Но мы не хотим, чтобы оно  было пущено в ход, мы предлагаем уничтожить его. Мы хотим мира для себя и для всех  народов планеты. Для своих детей и для тебя, Саманта».

Ученик  9.

От взрывов вздрагивали звезды,

И лазерный метался меч.

Саманта верила –

Не поздно,

Земную колыбель

Сберечь.

Ученик  10.

И вот он, один из самых счастливых дней в её жизни: огромный серебристый самолет ИЛ-62 уносил Саманту вместе с родителями в Советский Союз. Она еще не знала, что найдет  там много-много новых  друзей и это  будет  самое прекрасное путешествие в её жизни.

Ученик  11.

В Москве  Саманта побывала в театре зверей Натальи Дуровой, на велотреке в Крылатском, в Кремле, в квартире, где жил Ленин, в Мавзолее В. И. Ленина.

Ученик  12.

И вот Артек. Лишь только Саманта ступила с последней  ступеньки  трапа самолета, её приветствовал хор ребят: «Са-ман-та, Са-ман-та».

Ученик  13.

Ленинградка Наташа Каширина приветствовала её по-английски и предложила: «Давай дружить!».  «Давай дружить», —  согласилась Саманта.

Ученик  14.

Саманту полюбил  с первого дня весь отряд: она оказалась веселой, общительной девочкой. Вместе со всеми она делала зарядку, завтракала в столовой.

Ученик  15.

Новые подруги переодели Саманту  в артековскую  пионерскую форму: голубую юбку, белую блузку, красивую пилотку.

Ученик  16.

С  Наташей Кашириной Саманта была неразлучна. Они вместе купались, загорали, участвовали в празднике Нептуна, ходили во Дворец пионеров, музей Космонавтики.

Ученик  17.

Никогда еще Саманте не  приходилось жить среди такого множества  детей. Их было так много, словно  взрослые  вообще покинули этот чудесный уголок земли и отдали его детям.

Песня «Детство – это я и ты».

Детство, детство, детство — это свет и радость.

Это песни, это дружба и мечты.

Детство, детство, детство — это краски радуг.

Детство, детство, детство – это я и ты.

Припев: Все люди на большой планете

Должны всегда дружить.

Должны всегда смеяться дети

И в мирном мире жить.

Должны смеяться дети,

Должны смеяться дети,

Должны смеяться дети,

И в мирном мире жить.

Ярко, ярко пусть пылают лишь рассветы.

Ночью звездной пусть спокойно спят поля.

Детство, детство добротой не зря согрето.

Детство, детство завтрашних людей земля.

Припев.

Детство, детство, детство — это летний ветер.

Парус неба и хрустальный звон зимы.

Детство, детство, детство — это значит дети.

Дети, дети, дети – это значит мы.

Припев.

Ученик  18.

Русский язык Саманта учила по песням. Одни слова  давались ей легко, другие трудно. Вслед за Наташей она повторяла: мир, дружба, солнце, море, спасибо, пожалуйста, хорошо. Она долго не могла научиться  произносить слово «молодцы».

Если на завтрак  давали манную кашу, Саманта говорила по-русски: «Можно я … её …не буду?».  Она не любила манную кашу. Зато ей  по вкусу пришлись вареники. И само слово «вареники» она произносила без труда.

Ученик  19.

В «Артеке» звучала разноязыкая речь и Саманта думала: «Если люди  всего мира  станут жить так, как живут в «Артеке» дети, тогда не будет  вражды, не будет войны».

Ученик  20.

Дружат люди на планете,

Дружат ветер  и заря,

Дружат взрослые и дети

Дружат горы и моря!

Ученик  21.

Дружба  — это свежий ветер,

Это радостный привет

Ничего на  целом свете,

Лучше крепкой дружбы нет!

И особенно приятно,

Что вблизи  и вдалеке

Слово «дружба» всем  понятна –

На любом материке!

Вечером,  когда Аюдаг спрятал знойное солнце, на Костровой площади закружился необычный хоровод. Не выдержала и Саманта. Она  тоже вышла  в круг и плясала лихо и азартно.

Песня «Большой хоровод».

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить.

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить.

Чтоб улыбки друг другу

Дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни

Все наши мечты.

Так давайте устроим

Большой хоровод,

Пусть все люди Земли

С нами встанут в него.

Пусть повсюду звучит

Только радостный смех,

Пусть без слов станет песня

Понятной для всех.

Мы хотим кувыркаться

В зелёной траве

И смотреть, как плывут

Облака в синеве,

И в прохладную речку

Нырять в летний зной,

И в ладошки ловить

Теплый дождик грибной.

Так давайте устроим

Большой хоровод,

Пусть все люди Земли

С нами встанут в него.

Пусть повсюду звучит

Только радостный смех,

Пусть без слов станет песня

Понятной для всех.

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить.

Чтоб цветы и улыбки

Друг другу дарить.

Чтобы горе исчезло,

Пропала беда.

Чтобы яркое солнце

Светило всегда.

Так давайте устроим

Большой хоровод,

Пусть все люди Земли

С нами встанут в него.

Пусть повсюду звучит

Только радостный смех,

Пусть без слов станет песня

Понятной для всех.

Ученик  22.

Конечно, она самая обыкновенная школьница, Саманта Смит, но школьница с другого континента. На её родине простых американцев старались убедить, что существует  советская ядерная угроза. И это очень важно – приехать  и во всем самой убедиться и увидеть собственными глазами.

Ученик  23.

Девочка в скорбном молчании проходит по Пискаревскому кладбищу. А  в музее она видит  страницы дневника Тани Савичевой, и предсмертные строки: «Умерли все…».  Да она уже знает, что не было в Ленинграде  в те годы ни одной семьи, где бы никто не погиб.

Ученик  24.

Прощаясь, Саманта сказала: «У нас в Штатах говорят, что русские  хотят войны. Они или ничего не  знают о русских, или ничего не знают  о войне. Ведь в штатах нет стороны, наиболее опасной при артобстреле. И наши бабушки не делали уроки, отогревая дыханием пузырек с замерзшими чернилами. Может ли такой народ хотеть войны Я убедилась, что советские дети хотят жить в мире».

Ученик  25.

Так рассудила обо всем, что увидела и услышала в вашей стране десятилетняя  американская девочка. Её звонкий голосок услышала не только Америка, а вся планета.

Ученик  26.

В 12 лет она написала книгу «Путешествие в СССР»,  собрала 250 тысяч подписей американских подростков под обращением, в котором  говорится: «Мы, дети Америки, хотим распространить послание  о нашем желании дружить с детьми других стран.

Ученик  27.

И вдруг мир облетела скорбная весть: Саманта Смит  и её отец погибли  в авиационной катастрофе.

Когда о гибели ребенка

Вдруг  дикторский поведал глас,

Казалось, будто похоронка,

С полей войны догнала нас…

Ученик 11.

Отшуршали шелковые банты,

И померкло солнышко во мгле…

Нет на свете девочки Саманты,

нет Саманты больше на земле!

Где-то на далекой параллели

объявили девочке войну,

чтоб ее глазами не смотрели

дети на Советскую страну.

Джентльмены подлости и мести,

рыцари погромов и смертей,

плохо дело ваше будет, если

вы боитесь собственных детей!

Кровью пахнут грязные доходы,

нету черным помыслам числа…

Отчего  ж ты, статуя Свободы,

дочь свою от смерти не спасла?

Ученик  28.

Дитя Америки хотело

Земную колыбель спасти

Дитя погибло…

Но успело

Умы и души потрясти.

Ученик  29.

Пускай дрожат

от взрывов звезды,

Пусть лазерный

крадется меч —

Мы тоже верим,

Что не поздно

Земную колыбель сберечь.

Ученик  30.

Так поклянемся, что мы спасем

И это небо в надеждах звездных,

Спасем  планету – наш общий дом

Пока не поздно.

Ученик  31.

Над планетой наш клич несется,

В каждом  сердце песней звенит:

Пусть всегда  будет солнце!

Пусть всегда будет детство!

Пусть всегда будет дружба!

Пусть всегда будет мир!

Песня «Солнечный круг».

Солнечный круг,

Небо вокруг –

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал

Он на листке

И подписал в уголке:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

Милый мой друг,

Добрый мой друг,

Людям так хочется мира.

И в тридцать пять

Сердце опять

Не устает повторять:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

Тише, солдат,

Слышишь, солдат, —

Люди пугаются взрывов.

Тысячи глаз

В небо глядят,

Губы упрямо твердят:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

Против беды,

Против войны

Встанем за наших мальчишек.

Солнце – навек!

Счастье – навек! –

Так повелел человек.

Ученик  32.

Саманте посмертно была присуждена Международная премия мира. Её эстафету  борьбы за мир подхватили другие школьники.

Слушай планета, слушай!

Это наши сердца велят,

Ты станешь планетой мира,

Ты станешь планетой  дружбы

Разноцветная наша земля.

Песня «Дружба».

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит —

Вот что значит настоящий, верный друг!

Мы поссоримся — и помиримся.

«Не разлить водой!» — шутят все вокруг.

В полдень или в полночь друг придет на помощь —

Вот что значит настоящий, верный друг!

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключиться вдруг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту —

Вот что значит настоящий, верный друг!

Учитель подводит итоги внеклассного мероприятия.

Источники:

Дудин Михаил. Заклинание с полюса // http:// www. gramotey. com/books/ 1269010313.htm Песня «Детство  — это я и ты». Слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова // http://www. kidmusic. ru/03/04/index06.html Яковлев Юрий. Саманта// http://ModernLib. Ru Песня «Большой хоровод». Слова Е. Жигалкина, музыка А. Хайт http://www. romance. ru/cgi-bin/index. cgi? page=85&item=338 Орлов Владимир. Отшуршали шелковые банты// http://www. maybe. ru/dom/lib/1796/forum_2009-02-20.html Друнина Юлия. «Звездочка» //в Кн. Метель. М., 1988. Песня «Солнечный круг».  Слова Л. Ошанина, музыка А. Островского. Песня «Дружба». Музыка  Б. Савельева, слова М. Пляцковского. Добронравов Николай. Пока не поздно // http://comm. voroh. com /texts / pokanepozd. html

Приложение:

Письмо Саманты Смит Ю. А. Андропову.

«Уважаемый мистер Андропов! 

Меня зовут Саманта Смит. Мне десять лет. Поздравляю Вас с Вашим новым назначением. Я очень беспокоюсь, не начнётся ли ядерная война между Советским Союзом и Соединёнными Штатами. Вы за войну или нет? Если Вы против, пожалуйста, скажите, как Вы собираетесь не допустить войну? Вы, конечно, не обязаны отвечать на этот вопрос, но я хотела бы знать, почему вы хотите завоевать весь мир или, по крайней мере, нашу страну. Господь сотворил землю, чтобы мы все вместе могли жить в мире и не воевать.
Искренне Ваша Саманта Смит»

Письмо Ю. А. Андропова Саманте Смит.

 «Дорогая Саманта!

Получил твоё письмо, как и многие другие, поступающие ко мне в эти дни из твоей страны, из других стран мира. Мне кажется — я сужу по письму, — что ты смелая и честная девочка, похожая на Бекки — подружку Тома Сойера из знаменитой книги твоего соотечественника Марка Твена. Эту книгу знают и очень любят в нашей стране все мальчишки и девчонки.

Ты пишешь, что очень обеспокоена, не случится ли ядерная война между двумя нашими странами. И спрашиваешь, делаем ли мы что-нибудь, чтобы не дать вспыхнуть войне.

Твой вопрос — самый главный из тех, которые волнуют каждого человека. Отвечу тебе на него серьёзно и честно. Да, Саманта, мы в Советском Союзе стараемся делать и делаем всё для того, чтобы не было войны между нашими странами, чтобы вообще не было войны на земле. Так хочет каждый советский человек. Так учил нас великий основатель нашего государства Владимир Ленин.

Советские люди хорошо знают, сколь ужасна и разрушительна война. 42 года назад нацистская Германия, которая стремилась к господству над всем миром, напала на нашу страну, сожгла и разорила многие тысячи наших городов и сёл, убила миллионы советских мужчин, женщин и детей.

В той войне, которая закончилась нашей победой, мы были в союзе с Соединёнными Штатами, вместе боролись за освобождение от нацистских захватчиков многих народов. Я надеюсь, что ты это знаешь по урокам истории в школе. И сегодня мы очень хотим жить в мире, торговать и сотрудничать со всеми своими соседями по Земному шару — и с далёкими, и с близкими. И, конечно, с такой великой страной, как Соединённые Штаты Америки.

У Америки и у нас есть ядерное оружие — страшное оружие, которое может в один миг убить миллионы людей. Но мы не хотим, чтобы оно когда-либо было пущено в ход. Именно поэтому Советский Союз торжественно на весь мир объявил, что никогда — никогда! не применит ядерное оружие первым ни против какой страны, и вообще мы предлагаем прекратить его дальнейшее производство и приступить к уничтожению всех его запасов на земле.

Мне кажется, что это достаточный ответ на твой второй вопрос: «Почему вы хотите завоевать весь мир или, по крайней мере, Соединенные Штаты?» Ничего подобного мы не хотим. Никто в нашей огромной и прекрасной стране — ни рабочие и крестьяне, ни писатели и врачи, ни взрослые и дети, ни члены правительства не хотят ни большой, ни «малой» войны.

Мы хотим мира — нам есть чем заняться: выращивать хлеб, строить и изобретать, писать книги и летать в космос. Мы хотим мира для себя и для всех народов планеты. Для своих детей и для тебя, Саманта.

Я приглашаю тебя, если твои родители разрешат, приехать в нашу страну, лучше всего было бы летом. Ты познакомишься с нашей страной, встретишься со своими сверстниками, посетишь международный детский лагерь «Артек» на берегу моря. И убедишься сама: в Советском Союзе — все за мир и дружбу между народами.

Спасибо за письмо. Желаю тебе всего самого лучшего.

Ю. Андропов»

Автор материала: Лысенко Любовь Фёдоровна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: