Как активизировать процесс обучения?

Искусство педагогического управления. Это умение так организовать учебный процесс, чтобы у ученика появилась мотивация к овладению знаниями. Вот тогда они учатся охотнее, не боясь трудностей. Сама же учеба определяется результатом, т. е. тем, чем ученик “на выходе” отличается от самого себя “на входе”, когда с ним стал работать учитель. Критерий оценки – знания, умения и навыки по его предмету, а также интеллектуальное и личностное развитие. Одним из слагаемых искусства управления будет являться организация деятельности учеников. Надо, чтобы их мотивом были не страх и желание во что бы то ни стало избежать неприятностей, а самоутверждение. Другим слагаемым искусства управления будет являться планирование работы на уроке и умение ее оценивать. Важно, чтобы она была посильна и интересна всем, не вызывала утомления и скуки, а ученик понимал, за что он получит ту или иную оценку.

Искусство педагогического общения. Это умение строить взаимодействие с классом так, чтобы оно было эффективным. Сюда входит педагогическая техника – это, в основном, элементарное актерское искусство, прежде всего,  умение владеть своим голосом (богатство интонаций, выразительность, четкость дикции), лицом и позой (уверенность, свобода движений, владение мимикой).  Также к искусству педагогического общения относится и методическое мастерство. Многие считают, что чем больше приемов использует учитель на уроке, чем выше его мастерство. На самом же деле, знание различных методик и умение ими пользоваться определяется тоже результатом. Задача учителя – не удивлять коллег разнообразием, а выбрать наиболее подходящую  для конкретного класса методику.

Очень важно, как говорит учитель, индивидуальный темп, тип темперамента.

Личностные особенности – это, прежде всего, уверенность или неуверенность в себе. Важным личностным качеством педагога является также способность самоконтроля. Человек, не способный сдерживаться, вообще педагогом быть не может, а новичков надо учить.

Очень важна манера держать себя. Учитель всегда на виду. И поверьте, ученики нас очень внимательно разглядывают и все замечают: и нелепое, и смешное, и странное. Поэтому учитель должен держаться так, чтобы не стать посмешищем для класса.

В школе педагоги очень часто сталкиваются с различными проблемами: это и отсутствие у большинства учащихся интереса к учебе, агрессивность в отношениях друг с другом, невоспитанность, демонстративная лень и безответственность.  Поэтому нужно заинтересовывать таких учеников учебой. И сегодня никого не надо убеждать в том, что наиболее эффективными для обучения являются активные методы организации занятий. Существует много способов активизации учебного процесса. Например, тип задаваемых вопросов, дискуссия, проведенная по определенным правилам напрямую влияют на уровень активизации обучения. И что немаловажно – учат учиться.

Одним из основных структурных компонентов обучения  является изложение нового материала и ответы на вопросы. Исследования зарубежных учебных заведений показали, что преподаватель высшей школы задает в среднем 395 вопросов в день. Поменьше вопросов задает учитель средней школы. Они распределяются по следующим категориям: конвергентные (требующие единственно правильного ответа) и дивергентные (допускающие множество ответов). Учитель необходимо задавать вопросы как повышенной трудности (аналитические, синтезические, оценивающие), так и дивергентные. Исследователи установили, что частое использование только одного типа вопросов влияет на эффективность обучения. Ученики должны практиковаться в использовании различных вопросов, ибо это развивает различные типы мышления.

Следует помнить, что не только тип задаваемых вопросов, но и время, данное на обдумывание, реакция учителя влияют на уровень активности школьников, придают им уверенность. Ученикам нужно время, чтобы обдумать ответ. Исследования показали, что учителя в среднем ждут ответа  1 секунду. Если учитель ждет 5 секунд, возрастает активность, появляются более сложные выводы, уверенные ответы. Но 5 секунд тишины – с этим учителю нелегко справиться. Конечно, если ученик растерялся или не понял вопроса, ждать ответа бессмысленно, тогда повторите вопрос или попросите кого-нибудь разъяснит его.

Наиболее характерная реакция на ответы – это оценка “хорошо”. Но есть более гибкие реакции учителя. Они зависят от того, каким был ответ: правильным, частично правильным или  неправильным.

При быстром правильном и уверенном ответе примите его и задайте следующий вопрос

Если ответ правильный, но неуверенный, объясните почему он верен. Это позволит еще раз объяснит материал, снять су отвечающего неуверенность и, возможно, возникшие сомнения у слушающих

Если ответ не верен, но ученик сделал попытку ответить, вам следует спросить у него что-нибудь еще, предложить “ключ”, упростить вопрос.

Другим средством активизации учебного процесса является дискуссия.

Основными условиями эффективного проведения дискуссии на уроке будут являться следующие: установление доверительных взаимоотношений с учащимися; четкое определение темы; умение учителя и учащихся организовывать деловое общение. Следует помнить, что во время дискуссии ученики получают невербальные сообщения по выражению ваших глаз, жестам и позе тела. Очень важной является выбранная интонация и тон голоса.

Автор материала: Давыдова Алена Николаевна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: