Изучение адаптации учеников 5-6 классов к новым условиям обучения

Любой переходный период (один из них переход из начальной школы в среднее звено) в жизни человека всегда связан с проблемами. Переход учеников из начальной школы, а также из одного класса в другой – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.

Задача классного руководителя с помощью социального педагога и психолога – разобраться, что происходит сейчас с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

Ученики 5-6 класса только вступили в подростковый возраст (10-15 лет) – период бурного роста и развития организма. На новые изменения в организме все ребята реагируют по – разному. Сам процесс превращения из ребенка во взрослого очень труден. Он создает дополнительные трудности в воспитании.

В 5-6 классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра – биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспосабливаться к новым условиям школьной деятельности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).

Тесно с понятием “адаптация” связано понятие “готовность к обучению в средней школе”. Можно выделить три наиболее важных составляющих этого понятия:

Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала. Новообразования старшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях. Качественно иной, более “взрослый” тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин:

    Недостатками в обучении школьников; Нарушение их общения со значимыми людьми.

Эти причины могут вызвать дезадаптацию, т. е. затрудненное, осложненное какими-либо фактами приспособление к меняющимся условиям, выражающиеся в неадекватном реагировании и поведении детей.

Постараемся посмотреть на проблему с разных точек зрения.

С точки зрения учителей предметников. 

Для изучения отношения учителей предметников можно предложить анкеты, которые помогают выявить отношения между учениками в классе на всех уроках. Для классного руководителя эти анкеты дают информацию об активности класса на уроках, нет ли детей, угнетенных другими учениками класса, могут ли учащиеся класса работать в группах, какие проблемы с поведением и успеваемостью есть в классе.

Учителя предметники могут помочь наметить пути работы с детьми: дополнительные занятия, индивидуальные домашние задания, больше внимания уделять определенным ученикам на уроке. Для учителя предметника главным критерием оценки должен стать уровень развития личностных свойств учащегося, устойчивость познавательных интересов, владение способами познания, умение работать в группе и самостоятельно, навыки самообразования и самоконтроля.

С точки зрения врача.

Каждый год ученики класса проходят медосмотр, классный руководитель обязательно ознакомиться с его результатами, проинформировать о них родителей. Таким образом, учитель зная о проблемах со здоровьем своих воспитанников, и обязан создать условия, чтобы эти проблемы не мешали учебе и налаживанию от ношений в классе.

С точки зрения родителей.

Классный руководитель лично должен переговорить с каждым из родителей класса, т. к. дети в 5-6 классе часто рассказывают о своих проблемах и страхах дома. Такие беседы дают массу полезной информации для классного руководителя об отношении ребенка к учебе, школе, о том, как складываются его отношения в классе, с учителями предметниками, чего он боится, есть ли проблемы.

Для объективности информации можно провести анкетирование с родителями и детьми (анкеты прилагаются). Они просты в обработке и не требуют помощи психолога или социального педагога.

Анкета “Это я”

Мой любимый цвет… Мой любимый праздник… Мне……..лет. Мой знак Зодиака – … На карманные расходы мне дают ………денег. Я предпочитаю…………стиль одежды. У меня………………друзей. Моя любимая группа или солист……. Я пишу стихи ………

  10. Я веду дневник……..

Анкета “Мое место в семье”

1.  Возникают ли в твоей семье поводы (укажи какие), приводящие к недомолвкам, к недовольству друг другом?

________________________________________________

________________________________________________

2.  Твои обязанности в семье?

______________________________________________

______________________________________________

3. Зависит ли мир в семье от детей?

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

 4. С точки зрения самих учеников…

Анализ успеваемости

Для анализа для 5 класса берут итоговые годовые оценки за 4 класс и оценки за 1 четверть уже 5 класса. Например:

Успеваемость 4 класса на конец 2003-2004 учебного года.

Предмет

Класс

Кол-во

Учащихся

“5”

“4”

“3”

“2”

СКО,

%

Математика

4

8

2

2

4

0

59

Русский язык

4

8

1

2

5

0

51

Чтение

4

8

5

2

1

0

83

История

4

8

6

0

2

0

84

Природоведение

4

8

6

0

2

0

84

ИЗО

4

8

7

1

0

0

96

Музыка

4

8

8

0

0

0

100

Физ. культура

4

8

8

0

0

0

100

Труд

4

8

7

1

0

0

96

Всего:

4

8

50

8

14

0

84 

Успеваемость 5 класса в 1 четверти 2004-2005 учебного года

Предмет

Класс

Кол-во

Учащихся

“5”

“4”

“3”

“2”

СКО,

%

Математика

5

8

3

1

4

0

64

Русский язык

5

8

2

4

2

0

66

Литература

5

8

2

4

2

0

66

История

5

8

4

2

2

0

75

Природоведение

5

8

3

3

2

0

71

ИЗО

5

8

7

1

0

0

96

Музыка

5

8

8

0

0

0

100

Физ. культура

5

8

8

0

0

0

100

Технология

5

8

5

3

0

0

87

Всего:

5

8

42

18

12

0

80

Из приведенных выше таблиц видно, что СОК увеличился по таким предметам, как:

    Математика на 5 % Русский язык на 15%.

Остался на прежнем уровне по таким предметам, как: ИЗО, физ. культура, музыка.

СОК уменьшился по таким предметам, как:

    Литература на 17 % История на 9% Природоведение на 13 % Технология на 9 %.

В среднем СОК уменьшилась на 4 % процента.

Причинами может быть:

Раньше был только один учитель, дети знали его требования, а сейчас учителя разные и требования каждый предъявляет свои. Учащиеся стремятся самоутвердиться, выйти из-под контроля родителей. Отсюда ухудшается подготовка домашнего задания. Из-за особенностей своего психо – физического развития, новых изменений в организме дети менее собраны и внимательны.

По такому же принципу можно анализировать успеваемость в разных четвертях за один год.

Мотивы учения

Для анализа мотивов учения можно использовать следующую анкету.

Анкета

“Что побуждает тебя учиться лучше?”

Цель: Изучить мотивы учения школьников.

Ф. И.О.__________________________________ Класс________________ Дата_________________

п/п

Не

влияет

Очень слабо

Слабо влияет

Сильно влияет

Очень сильно

1

Одобрение родителей

2

Одобрение учителей

3

Признание и одобрение одноклассников

4

Интерес к познанию нового

5

Желание стать хорошим человеком

6

Желание в будущем принести пользу людям

7

Чтобы класс был первым в школе

8

Желание стать лучшим в классе

9

Забота о родителях

10

Стремление избегать неприятностей при получении плохих отметок

11

Желание в будущем добиться хорошего положения в жизни

Анализ результатов помогает определить, что побуждает ребенка учиться лучше, и на их основе можно строить работу по коррекции мотивов, если она необходима. 

Степень удовлетворенности школьной жизнью.

Учащимся предлагается ответить на вопросы связанные со школой, школьной жизнью, учебой и т. д., которые и помогают выявить, насколько они удовлетворены школьной жизнью, нравиться ли им ходить в школу.

Также можно провести анкетирование и выявить:

Предпочтение детьми физического или умственного труда. Планы на будущее. Отношения в классе. Психолог проводит социометрию.

Таким образом, рассмотрев проблему со всех сторон, мы может сделать выводы об адаптации учащихся к новым условиям, наметить пути решения проблем, план работы для дальнейшего формирования благоприятного психологического климата для каждого ребенка в классе и школе. При затруднении во взаимоотношениях и взаимодействиях с детьми среднего школьного возраста необходимым является сотрудничество всех значимых участников обучения и воспитания. Ценной будет помощь психолога, работа которого направлена на изменение ценностно-смысловых ориентаций и установок взрослых и детей, формировании новых конструктивных форм взаимодействий, что позволит восстановить искаженный или нарушененный психологический климат в детском коллективе.

Автор материала: Тезек Татьяна Леонидовна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: