Из опыта апробации мультимедийного курса «Round Up-4» в рамках элективного курса в общеобразовательной школе

Информатизация общества существенно повлияла на процесс приобретения знаний. Новые информационные технологии обучения позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний. Мультимедиа технологии обеспечивают такое представление информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими органами чувств параллельно, а не последовательно, как это делается при обычном обучении. При комбинированном воздействии на ученика через зрение, слух и вовлечение его в активные действия доля усвоения учебного материала может составить 75 %.

К таким комбинированным  средствам обучения относится мультимедийный курс CD-ROM Round Up-4- предметно ориентированным тренажер с функцией контроля. Использование мультимедийного учебного курса Round Up 4 способствует совершенствованию грамматических навыков  через использование ПК и может быть полезным в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ. Курс основан на использование УМК Round Up 4+ CD-ROM, который представляет собой аутентичный учебно-методический комплекс, обеспеченный справочным материалом, дополнительным материалом, аутентичными заданиями и тестами, книгой для учителя.

Задачи  курса:

совершенствование навыков коммуникативной компетенции  на базе изученных грамматических структур с использованием ПК развитие  информационной  компетенции через совершенствование навыков сбора, переработки, хранения и использования информации для решения коммуникативных задач развитие  познавательной самостоятельности  учащихся развитие наглядно-образного мышления.

Программные средства, лежащие в основе курса, дополняют традиционную технологию обучения  и содержат в себе четко структурированную учебную информацию. Курс разбит на несколько разделов и охватывает основные грамматические явления, которые отрабатываются с помощью разнообразных видов упражнений, сопровождаемых наглядными изображениями в виде рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабженных анимационными и звуковыми эффектами. Каждый раздел  начинается с систематизации грамматического материала и сравнительного анализа различных грамматических явлений, а  заканчивается призовой игрой.

Содержание  курса.

    Раздел 1.Present Simple — Present Continuous/ Past Simple-Present Perfect/ Adjectives-Adverbs — Comparisons. Will — be going to/ Раздел 2. Present Perfect Continuous. Past Continuous-used to — was going to. Reflective-Emphatic Pronouns. Both-Neither-Possessives. Раздел 3. Functions of Modal Verbs. Questions-Question Words-Question Tags. Infinitive-Gerund. The Passive. Conditionals. Раздел 4. Relatives. Reported Speech. Prepositions of Place — Movement-Time. Articles. Wishes.

Содержание полностью повторяет структуру учебника на бумажном носителе, что позволяет использовать его на практических занятиях в качестве справочного материала.

Результаты выполнения каждого задания комментируются ( верно неверно) и автоматически заносятся в индивидуальную карту студента, где подводятся итоги выполнения всего раздела. По окончании выполнения задания учащийся имеет возможность повторно выполнить те упражнения, где допущены ошибки. Оценка владения грамматическим материалом осуществляется в ходе тестирования: промежуточного — после каждого второго  или  после каждого четвертого раздела, и итогового – по окончании курса. С этой целью используются различные приемы тестирования: множественный выбор, клоуз-тесты, заполнение пропусков, тесты на исправление ошибок и т. д.

Основные достоинства данного курса.

Для ученика

Для учителя

наглядность

экономичность ( снижение количества организационных моментов)

доступность

высокий уровень мотивации школьников

занимательность

развитие навыков автономии учащихся в учебной деятельности

игровой момент

аутентичность

возможность выбора темпа, объема, последовательности выполнения и степени трудности

полнота содержания

возможность исправления ошибок

автоматизированный контроль

объективность оценки

осознание ответственности со стороны ученика за свои результаты

К недостаткам данного курса, как любого мультимедийного средства обучения, можно отнести отсутствие живого общения. Машина не способна учитывать индивидуальные особенности ученика и корректировать программу в соответствии с ними. Обратная связь программного продукта ограничена контролем выполнения на уровне верноневерно и не предоставляет объяснения ошибок, как это делает учитель. Учащиеся при повторном выполнении заданий, в которых допущены ошибки, часто просто запоминают правильный ответ, не задумываясь о причинах ошибки. Как любой тренажер, данный программный продукт формирует  в основном  репродуктивные грамматические навыки. Кроме того, не все дети могут самостоятельно осваивать новые знания, они нуждаются в постоянной помощи и поддержке. Лишь мастерство учителя помогает компенсировать данные недостатки. И наконец,  существуют технические трудности организации учебного процесса, связанные с необходимостью установить данную программу в каждый компьютер и обеспечить  достаточное их количество. Хотя программа  и предусматривает возможность нескольким ученикам работать на одном компьютере, при условии, что каждый учащийся откроет свою карту студента( student’s card), куда автоматически будут заноситься все результаты, но делать задания они могут только индивидуально, по очереди или парами.

Учащийся, осваивая учебный материал, сам устанавливает скорость изучения, объем материала и степень его трудности. Упражнения по каждой теме построены по принципу от простого к сложному,  что позволяет учащимся с различным уровнем владения языком выполнять задания, соответствующие их уровню. Опыт показывает, что усвоение материала путем использования программного продукта значительно выше, чем  с использованием традиционных бумажных носителей, особенно это касается слабых учеников. Наличие индивидуальных карт студентов ( student’s card), в которых фиксируется количество и результат выполнения заданий на уроке, позволяет учителю легко и быстро оценить работу любого учащегося. Машина подсчитывает процент правильного выполнения каждого упражнения и всего раздела в целом, что обеспечивает  объективность  оценки.

Форма проведения занятий – практикум с использованием ПК, однако данный курс можно использовать частично как сопровождение традиционного урока, а также как пособие для самостоятельной работы дома.  Занятия проходят в компьютерном классе. Санитарно-гигиенические нормы работы за компьютером: 10-11-х классы — 30 минут.

Использование мультимедийного курса на практических занятиях  требует  изменения традиционных методических принципов построения урока. Приоритетным компонентом триединой цели урока становится развитие способностей учащихся к самостоятельной деятельности в информационной среде. Кроме того, на первое место выходят принципы активности и индивидуализации учебного процесса, а также принцип интегративности, который  позволяет выявить более тесную связь отдельных предметов или языковых явлений.

Меняется и роль учителя на уроке. Основным источником передачи информации и контроля ее усвоения становится компьютер и программное средство, учитель — фасилитатор, то есть помощник, консультант. Это, однако, не означает снижения его роли на уроке. Кажущаяся легкость проведения занятий с использованием мультимедийных средств требует большой подготовки, организации и мастерства.

Современные информационные технологии, и в частности мультимедийный курс Round Up 4, являются эффективным средством  интенсификации  учебного процесса и мотивации учащихся, несмотря на  недостатки. Его использование в старших классах  способствует совершенствованию грамматических навыков, помогает учащимся подготовиться к ЕГЭ и делает этот процесс увлекательным.

Литература.

Гетманская А. А. Модульный подход в формировании ключевых компетенций у учащихся: интернет-журн. «Эйдос».Модернизация образования. www. eidos. ru/journal/index. ht m (дата обращения 10.10.2011) Челышева И. В.Методические и технологические подходы к медиаобразовательному процессу: классификация и пути реализации: электрон. журн. Медиаобразование.2011.№4. www. mediagram. ru/mediaed/journal (дата обращения 10.10.2011) Сайт о медиа образовании. Учителю. Методика. Основы проектирования медиаурока.  www. mediaedu. r u. (дата обращения 10.10.2011) Round Up 4.English Grammar Practice/Virginia Evans-Edinburgh, Pearson Education Limited, 2003. Round Up 4.Teacher’s Guide/ Virginia Evans — Edinburgh, Pearson Education Limited, 2003.

Автор материала: Алюнина Марина Львовна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: