Использование диагностики при ознакомлении младших школьников с жизнью и деятельностью М. В. Ломоносова

Приобщение к общерусской, европейской, мировой культуре начинается с приобщения к национально – региональным достояниям. Очень благоприятен для этого период младшего школьного возраста. Ведущей для младших школьников является учебная деятельность – отсюда большая роль познавательной деятельности в развитии детей. Ученики начальных классов любопытны и любознательны, открыты, эмоциональны и непосредственны.

Использование регионального компонента даёт возможность младшим школьникам реализовать свою потребность в познавательной активности, позволяет максимально использовать потенциал этого периода в жизни человека. Но как объяснить маленькому школьнику, что человек рождается на земле, чтобы оставить свой след, чтобы память о нём жила в сердцах потомков? Как помочь ребёнку найти свою дорогу в огромном мире людей, заложить в его душе стремление учиться, трудиться не только во имя собственных материальных благ,  но и для окружающих людей? Помочь в этом могут примеры служения своему народу, Отечеству наших великих земляков. Особое место среди них принадлежит М. В.Ломоносову. Приобщение к жизни и деятельности Ломоносова поможет детям, только вступающим на долгий и трудный путь к знаниям и науке, ощутить себя наследниками великого помора, достойными выполнять его заветы. Главный из них – уважать и ценить знания, науки, умножать богатства Родины, учиться быть сыном своего Отечества.

За три столетия о Ломоносове написано множество книг. Но ни одна из них не позволяет утверждать, что мы знаем о нём всё. Интерес к личности Михаила Васильевича, его трудам и деяниям не меркнет. Каждая новая эпоха, новое время заставляет по-иному взглянуть на его биографию, по-новому оценить его труды и деятельность.

Целью моей работы по данному направлению является формирование первоначальных знаний и представлений о жизни и деятельности М. В.Ломоносова. Опираюсь на принцип непрерывности педагогического процесса. Материал предлагаю с учётом возрастающей детской компетенции. В этом мне помогает использование педагогической диагностики. Диагностика даёт учителю богатую информацию для размышлений и дальнейшего анализа, способствует определению направлений и перспектив развития учащихся, построению образовательного процесса на диагностической основе.  Изучив литературу и опыт работы других педагогов по данной теме за основу взяла диагностику разработанную Поляковой И. Ф, доцентом Северодвинского филиала С(А)ФУ им. М. В.Ломоносова. Для определения уровня овладения знаниями о жизнедеятельности М. В.Ломоносова первоклассникам предложила анкету.

Анкета для учащихся 1 класса.

Верите ли вы, что отец М. В.Ломоносова был рыбаком? Верители вы, что М. В.Ломоносов дожил до 70 лет? Верители вы, что М. В.Ломоносов создал первую в России химическую лабораторию? Верители вы, что М. В.Ломоносов окончил весь курс Академии, рассчитанный на 12 лет, за 7 лет? Верители вы, что, когда М. В.Ломоносов ушел с рыбным обозом в Москву, у него было всего 5 рублей? Верители вы, что М. В.Ломоносов научился читать в 15 лет? Верители вы, что М. В.Ломоносов первым ввел обучение в России на русском языке? Верители вы, что М. В.Ломоносов стал первым русским профессором?

Количество учащихся – 14.

Таблица 1

Результаты диагностического исследования учащихся 1 класса в октябре 2008 г.

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Правильно ответили

21%

14% 

33% 

15% 

19% 

34% 

55% 

74%

Неправильно ответили

79%

86%

67%

85%

81%

66%

45%

26%

Вывод: у учащихся низкие знания о жизни М. В.Ломоносова.

Диагностика позволила спланировать воспитательную работу так, чтобы развивать интерес к знаниям о своём великом земляке.

Количество учащихся – 14.

Таблица 2

Результаты диагностического исследования учащихся 1 класса в мае 2009 г.

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Правильно ответили

41%

44% 

93% 

25% 

89% 

74% 

85% 

96%

Неправильно ответили

59%

56%

7%

75%

11%

26%

15%

4%

Анализ ответов первоклассников позволяет сделать вывод, что у учащихся сформировалось первоначальное представление о М. Ломоносове – учёном, но дети имеют недостаточно сведений о его детстве, годах учёбы и дальнейшей жизни.

Во 2 и 3 классе были предложены вопросы в тестовой форме в мае 2015г и марте 2011г.

Задания в тестовой форме для учащихся 2-3 классов.

Сколькими иностранными языками свободно владел М. В.Ломоносов?

    10 5 12 15 8

Сколько детей было в семье М. В.Ломоносова?

    3 4 5 1 2

В каком году родился М. В.Ломоносов?

    1721 1701 1711 1712 1710

Какими из северных ремесел владел М. В.Ломоносов?

    плетение из бересты резьба по кости вязание резьба по дереву

М. В.Ломоносов родился в семье

    крестьянина помещика дворянина священника

Назовите самое популярное учебное пособие 18 века, написанное М. В.Ломоносовым.

    арифметика философия химия Российская грамматика физика

На каком острове раскинулась родная деревня М. В.Ломоносова?

    Мосеев Колгуев   Вайгач   Хабарка   Куростров

Как звали в народе Московскую академию, в которой учился М. В.Ломоносов?

    Успенскими школами Арбатскими школами Спасскими школами Словенскими школами

Кто называл М. В.Ломоносова «первым нашим университетом»?

    Н. А.Некрасов А. С.Пушкин М. Ю.Лермонтов И. А.Крылов

Какое древнее изобразительное искусство возродил М. В.Ломоносов?

    мозаика живопись скульптура графика

Сколько опытов провел М. В.Ломоносов при разработке технологии изготовления цветных стекол?

    3000 2000 более 3000 более 4000 4000

Как называется самая большая мозаичная картина, выполненная М. В.Ломоносовым?

    Полтавская баталия Куликовская битва Ледовое побоище Бородинское сражение

Как называются цветные стекла, которые изготовлял М. В.Ломоносов?

    смальцы сланцы смальты слепки

Количество учащихся: 2 класс – 14,   3 класс – 14.

Таблица 3

Результаты диагностического исследования учащихся 2-3 класса в мае 2015 г и марте 2011 г..

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Правильно ответили (2 класс)

11%

11% 

5% 

21% 

47% 

5% 

26% 

16%

89%

21%

11%

5%

16%

Правильно ответили (3 класс)

12%

54%

41%

68%

86%

44%

57%

34%

91%

58%

24%

41%

25%

Вывод: ученики имеют достаточные знания о жизни и деятельности М. В.Ломоносова

В 4 классе в январе 2012г предложена следующая анкета:

Анкета 4класс

Вопросы, выявляющие знания учащихся о М. В.Ломоносове:

Когда и где родился М. В.Ломоносов? Кем был отец М. В.Ломоносова? Как называлось отцовское промысловое судно? В каком возрасте начал Михайло помогать отцу в рыбном промысле? О чем мечтал Михайло в детстве? Какие книги М. В.Ломоносов назвал «вратами своей учености»? Сколько лет было М. В.Ломоносову, когда он отправился в Москву учиться? Как называлось учебное заведение, куда поступил М. В.Ломоносов? Какое древнее изобразительное искусство возродил М. В.Ломоносов? В каких науках сделал открытия М. В.Ломоносов?

Учащиеся показали хорошие знания о жизни нашего земляка.

Во 2 и 3 классах предложила ученикам анкету, позволяющую выявить познавательный интерес:

Анкета

Откуда дети могут узнать о М. В.Ломоносове? Что бы ты хотел узнать об этом человеке?

Таблица 4

Результаты диагностического исследования учащихся 2 класса в мае 2015 и 3 класса в марте 2011 г.

2 класс

3 класс

из учебников 

+

+

из энциклопедии

+

из художественных книг

+

+

спросить у родителей

+

у учителя

+

+

узнать у библиотекаря

+

+

у родных

+

по радио

+

по телевизору

+

+

из просмотра видеофильма

+

кинофильма

+

+

в газете

+

в компьютере

+

+

Таблица 5

Дети хотят узнать о М. В.Ломоносове

2 класс

3 класс

где и как он жил, учился, работал

как учился, работал

кем были родители

о семье

кем хотел стать

открытия в физике и химии

сколько лет жил

чем увлекался

о семье

были ли у него дети

когда он родился

каким он был человеком

что любил в детстве

как придумывал стихи

почему его называют великим учёным

как собирал цветную мозаику

на каких языках говорил

как одевался

какие любил цветы

какие открытия сделал

Анализ результатов диагностики показал, что дети знают из каких источников можно получить информацию о М. В.Ломоносове, у них отмечается рост познавательного интереса.

Очень интересно проанализировать что дети рисуют о М. В.Ломоносове.

Таблица 6

Дети хотят нарисовать

1 класс

2 класс

3 класс

портрет М. В.Ломоносова 

зимний пейзаж 

химическую лабораторию

детство

море, чаек   

московский университет

избу

памятник

модель телескопа

памятник М. В.Ломоносову 

мозаику 

родную деревню

судно «Чайка»

мозаичные картины 

искусственный спутник, к   300-летнему  юбилею

Анализ результатов показал, что учащиеся имеют достаточные представления о жизни и научной деятельности М. В.Ломоносова, осознают себя земляками великого ученого.

Вопросы, выявляющие уровень национального самосознания ребенка:

Человек обладает различными качествами характера, например:  веселость, смекалка, щедрость, честность, любовь к Родине,  трудолюбие, отзывчивость, благоразумие,  смелость, скромность, самопожертвование. Запиши их по порядку, начиная с самого важного для тебя. Запиши их по порядку, начиная с наиболее важного для помора.

Таблица 7

Результаты диагностического исследования

1 класс

2 класс

3 класс

честность 

трудолюбие 

любовь к Родине   

любовь к Родине 

честность

трудолюбие 

трудолюбие 

смекалка 

самопожертвование

любовь к Родине 

честность

Анализ результатов  показал высокий уровень развития национального  самосознания младших школьников. Наиболее ценными для себя учащиеся 1 – 4 классов считают такие качества характера, как любовь к Родине, честность, самопожертвование, трудолюбие. Эти же качества, по мнению детей, важны и для поморов.

Таким образом диагностические материалы позволяют определить уровень овладения знаниями о жизнедеятельности М. В.Ломоносова. С учётом особенностей класса педагоги могут проводить диагностирование в устной или письменной форме, системно выстраивать работу по ознакомлению учащихся с жизнью и деятельностью великого земляка.

Список литературы

Буторина Т. С. Педагогическая регионология. – Архангельск, 2000. Голошумова Г. С., Свинина Н. Г.. Этнокультурное образование младших школьников // Начальная школа.- 2003.-№8 Губанова Е. Н., Махина Н. С. Использование на уроках материалов исторического краеведения. // Начальная школа. – 2002.-№6 Маханёва М. Д., Князева О. Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России. – Москва, 2005. Младшим школьникам о М. В.Ломоносове. Методический материал для учителя. Архангельск, 2001. Национально – региональный компонент в образовании (для школ Архангельской области) Отв. ред. Буторина Т. С. – Архангельск, 1994.

Автор материала: Калачникова Галина Анатольевна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: