Готов ли Ваш ребенок стать первоклассником?

    Правильное произношение

Недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен (СОЛНЫСКО вместо СОЛНЫШКО, ПАЛТА вместо ПАРТА). Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме.

    Умение различать звуки

Например, если малыш не различает на слух звуки Б и П, он не будет знать, какая первая буква буква (Б или П) должна быть написана в слове БАЛКА или ПАЛКА. Исследование слуховой дифференциации звуков проводится по специально подобранным картинкам (названия предметов, изображенных на них, различаются только одним проверяемым звуком).

    Состояние словарного запаса

У ребенка старшего дошкольного возраста словарный запас должен составлять не менее 2000 слов. В нем должны быть представлены основные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы.

    Сформированность грамматических систем

Это, по сути, выяснение вопроса, овладел ли ребенок существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к четырем годам, а системой словообразования – к семи. Эти сроки довольно условны. Иногда даже семилетний малыш говорит: “доехать метром”, “под пальтом-свитер”, “горячее кофе”, “бежи быстрее” и т. д. Если родители сами говорят правильно, такого практически не бывает).

    Владение связной речью

Под связной речью принято понимать такие развернутые (состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют четко и последовательно излагать свои мысли. Предлагайте ребенку задания, проверяющие владение связной речью: пусть он прослушает и перескажет близко к тексту ранее неизвестную историю; расскажет, как прошел сегодняшний день; сочинит небольшую сказку или рассказ; попробует выразить и описать свои впечатления после похода в зоопарк.

Задания для проверки состояния “словаря”:

Называние предметов, относящихся к различным логическим группам. Например, ребенок должен назвать не менее 4-х видов деревьев, цветов, животных, фруктов, овощей. Нахождение обобщающих слов для группы однородных предметов. Синица, воробей, сорока, аист – это кто? Чашка, кастрюля, сковорода, тарелка – это что? Блузка, брюки, футболка, кофта – это что? Троллейбус, трамвай, автобус,  – каким одним словом можно назвать? Подбор признаков к определенному предмету. Солнце – яркое, свитер – теплый, снег – белый, холодный, рыхлый, сверкающий. Подбор синонимов – слов, близких по значению (милый, добрый, ласковый, нежный; громадный, огромный, большой, высокий). Подбор антонимов – слов с противоположным значением (горячий – холодный, быстро – медленно, высокий – низкий). Знание своего полного имени, фамилии, возраста, где он живет (город, улица, дом, телефон), имена (отчества) своих родителей, где они работают. Знать мир, который окружает: времена года, месяцы, дни недели, грибы, ягоды, деревья, животные. Выясните, знает ли ребенок название геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник; считает ли он до 10, получается ли у него счет от 10 до 1.

К тому же, ребенок должен не просто воспринимать действительность, а делать определенные выводы, размышлять. Чаще задавайте ему вопрос, почему ты так думаешь.

Если на большинство изложенных вопросов Ваш ребенок знает ответ, то он готов стать первоклассником!

Автор материала: Кирсанова Наталья Станиславовна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: