Формирование самооценки в младшем школьном возрасте

В настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Это, в свою очередь, предполагает становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной и содержательной самооценки, которая является частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразования. 

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях. Определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжается видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной. Сензитивным периодом для становления самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно в этом возрасте.

В педагогической литературе самооценка рассматривается как составляющая и необходимая часть учебной деятельности школьника, которая включает самопроверку ребенком своих действий по овладению учебным материалом, учебных достижений и  своего поведения. Овладение основами самооценки позволяет ученику судить о том, что он знает и умеет хорошо, в чем еще надо разобраться, а что еще предстоит узнать.

Проанализировав методическую литературу и опыт своих коллег, мы придерживаемся следующей процедуры самооценки, которая включает в себя:

    разработку учителем четких эталонов оценивания; мотивацию учащихся на анализ процесса и результатов собственных действий; создание ситуации, когда учащиеся сопоставляют свои результаты с имеющимися эталонами оценки; составление учениками программы собственной деятельности на следующий этап обучения с учетом ранее полученных результатов.

При выполнении проверочной или самостоятельной работы мы обсуждаем с детьми критерии успешности ее выполнения. Выполнив работу, дети сами ставят себе баллы в соответствии с принятыми сообща критериями для каждого задания. После этого тетради сдаются на проверку учителю, который рядом с детскими баллами выставляет свои.

Для того, чтобы можно было оценить не только письменную работу, но и устную или оценить свою работу сразу после выполнения и показать свой результат учителю, мы используем цветовые сигналы:

    желтый цвет – ученик не допустил ни одной ошибки и доволен собой; зеленый цвет – допущены неточности; красный цвет – надо постараться, и успех придет.

Ученики показывают цветовые сигналы, которые отражают их самооценку, на полях тетради или поднятием цветовой карточки.

Так же оцениваем работы с использованием знаков сомнения и уверенности: !  – знак уверенности,  ?  – знак сомнения.

Такая работа представляется нам очень важной, поскольку только человек со здоровой самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, предвещая их в задачи (само) обучения, а не воспринимая их как повод для обиды на критикующего или впадая в уныние и отказываясь от каких бы то ни было усилий.

Ничто не способствует успеху, как уверенность в нем, и ничто так не предвещает неудачу, как заведомое ее ожидание. Вера ребенка в свои силы в значительной степени зависит от учительской доброты, чуткости и веры в детские возможности. Поэтому для повышения самооценки учащихся мы используем следующие приемы:

Никогда не говорим ученику о его плохих результатах. Сообщаем ученику, что он добился хороших результатов, даже если в действительности его результаты были средними. Для закрепления у ученика положительных впечатлений о достигнутых результатах, предлагаем ему выполнить задания легкого для него уровня, но при этом не сообщаем ребенку, что он выполняет легкое задание. Стараемся, чтобы к каждому ребенку одноклассники относились доброжелательно, особенно к тем ребятам, о которых первоначально сложилось отрицательное мнение.

Для рефлексии, самооценки и взаимооценки мы с первого класса завели папку “Я сам”,  в которую ребята собирают все рисунки, работы, грамоты и т. п. в течение всей учебы в начальной школе. Папка делится на несколько глав: “Я и моя дружная семья “, “Взгляд изнутри меня”, “Моя душа”, “Мои учения – мои мучения”.

Некоторые страницы, разделы папки учащиеся придумывают сами, а некоторые оформляет педагог или предлагают темы, над которыми надо подумать, например:

    что я люблю; мои животные, мои родители, родственники и друзья; мне уже 9 лет, и я знаю, что я умею… за этот год я узнал, и научусь в следующем году…

В главе “Я и моя семья” учащиеся помещают: свое сочинение “Моя дружная семья”, рассказы, фото своих любимых домашних питомцев. А глава “Взгляд изнутри меня” посвящена диагностикам по самооценке. Ребятам было предложено  заполнить следующие анкеты:

    “Что я могу сказать о себе?” “С кем я хочу дружить”

Работая над формированием самооценки, мы добились следующих результатов:

у детей формируется объективная самооценка, не складываются комплексы неполноценности по поводу отставания в чем-то от товарищей; дети с младшего школьного возраста принимают участие не только в оценивании своих успехов, но также и во взаимооценке, и это позволяет сделать эти способы привычными и использовать их в любой другой деятельности; привыкая к позитивной самооценке, ребятам проще выстраивать отношения, потому что в людях они видят больше хорошего и сосредотачиваются на их достоинствах, а не на недостатках. Ребята открыты для нового, для любого общения, толерантны и владеют способностью к коммуникации.

Таким образом, успешность формирования самооценки младших школьников, зависит от умения осуществлять контроль и оценку своих действий, причем важно, чтобы они умели контролировать как результат учебной деятельности, так и сам его процесс.

Автор материала: Панькова Нина Петровна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: