Формирование образа родного края при изучении программы Омское Прииртышье

М. Горький.

“Культура каждого народа, большого и малого, имеет право на сохранение своей уникальности и самобытности.”

Д. С. Лихачев

Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы, играют в западные игры, предпочитают западную одежду, предметы быта. Народные русские песни и сказки стали уходить из быта семьи.

Нарушена связь между поколениями, у молодежи меняются идеалы, страдает их нравственность.

В связи с этим тема приобщения учащихся наших школ к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике.

Программа “Омское Прииртышье”, которую предлагает нам Омское министерство образования, является целостным интегрированным курсом. Главной ценностью этой программы, по моему мнению, является воспитательная направленность: формирование образа Малой Родины, т. к.  предполагается использование местного материала.

Цели, поставленные этой программой: духовно – нравственное эстетическое развитие личности, осознающего себя частью культуры народа своего края, творцом этой культуры, формирование человека – гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на его совершенствование, вызывают осознание важности и актуальности введения этой программы в школьный курс обучения.

Естественно, что успешно реализовать эту программу может только творчески работающий педагог, потому что готовых шаблонов нет, свободы для приложения своего творческого потенциала и развития детского творческого потенциала много, только умело пользуйся и, как говорится “не изобретай велосипед”.

Опрос учащихся :

Что такое Родина?

9кл.                                                                                                                            3кл

    Место где родился.   – не знаю Самое важное, главное, после моей семьи.                                       – моя страна Родные места.                                                                                       – ее защищают

Какая она?

    любимая, красивая    – большая очень важная, нужная    – воевала она родная, близкая    – красивая, любимая

Для чего ты родился, живешь?

    чтобы продолжить свой род  – узнать что – нибудь                           чтобы оставить след в жизни, чтобы меня помнили                             – работать чтобы создать семью  –  стать богатым чтобы на небесах было чем отчитаться чтобы побывать везде, попробовать все

Хочется верить, что дети – старшеклассники, не поменяют своего мнения после того, как окунутся во взрослую жизнь, и не набьют  себе ” шишок” в родной любимой Родине.

А малышей надо развивать и формировать образ Малой Родины и причастности каждого к судьбе ее.

Роль детского рисунка в воспитании личности неоспорима. Через призму своей души ребенок пропускает и высказывает свое отношение к таким нравственным и моральным темам, как:

Родина – люди, родная земля

Нравственные добродетели – храбрость, мудрость, доброе дело, труд, человек, традиции, сказки

Родной очаг – семья, дом 

В рамках  программы  “Омское Прииртышье” я разработала интегрированный курс для пятых классов ” Народное искусство”, опираясь на действующую программу по изо “Декоративно – прикладное искусство в жизни человека” под руководством Б. М. Неменского и музыки, а также хрестоматию “Культура Омского Прииртышья”.

Народное искусство – богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии.

Одной из целей этого курса является развитие креативности и толерантности.

Содержание курса “Народное искусство”.

    Устройство крестьянского быта Символика русского искусства Русский фольклор Народные промыслы Народная одежда Народные праздники Традиции Народные сказки Развитие креативности и толерантности

Для восьмого класса я разработала

Курс ” Дизайн и архитектура в жизни человека”. ИЗО в 8 кл.

    Интегрированный курс ( изо и краеведение) 50% на местном материале или на материале Омского Прииртышья Коммуникативная технология Исследовательский метод

Метод проекта

Программа  предполагает применение развивающего обучения. Я, в своей работе, применяю часто поисковый, проблемный, исследовательский методы обучения, исходя из этого, формы организации работы преобладают групповые, коллективные.

Например, при изучении в восьмом классе современных течений в искусстве, в частности, темы “Модернизм”, анализируя с ребятами на уроке презентацию из хрестоматии “Модерн в архитектуре г. Омска”, у ребят возник вопрос: “А присутствует ли этот стиль в нашей архитектурной поселковой среде?” То есть появилась проблема, требующая своего разрешения. Оставалось только организовать поисковую, исследовательскую деятельность ребят. Группа ребят более детально изучили признаки архитектурного стиля модерн, группа “фотографов” занялась сбором  материала, группа “компьютерщиков” обработала, проанализировала этот материал.

Попутно, в процессе работы возникла еще одна проблема: “Почему  модерн только в архитектуре? А другие виды  современного искусства присутствуют в нашем поселке?”

“Возле дома-мастерской нашего Москаленского скульптора Капралова Александра целая галерея парковой скульптуры! ”  и опять процесс поиска и исследования!

Результатами деятельности ребят стали презентации: “Модерн в архитектуре  поселка Москаленки” и общее решение, принятое в классе при защите презентации, о наличии элементов стиля модерн  в архитектуре поселка, а также презентация “Творчество Александра Капралова”, с творческими заданиями для учащихся и непременной экскурсией-  знакомством с работами художника и самим художником.

Особую роль в реализации программы “Омское Прииртышье” играет сотрудничество с Москаленским музеем, директором, которого является Губанова О. С. Экспозиции, которые периодически меняются в музее, полностью построены на работах художников Омского Прииртышья и Москаленских художников. Поэтому уже традицией в моей работе стали проведение музейных уроков.

Мы всегда подчеркиваем, что программа “Омское Прииртышье” интегрированная. Вот еще одна из граней интеграции в моей работе.

Мы, с ребятами, уже три года участвуем в работе детского экологического лагеря на Амринской Балке, наш отряд не просто художники, приехавшие на пленер, но и активные экологи, принимающие активное участие в деятельности лагеря, ведущие работу, связанную с охраной природы. Работы наших юных художников пошли на оформление буклета об Амринской Балке.

Анализируя работу по апробации программы “Омское Прииртышье”, могу сказать, что я не  считаю работу завершенной, многое требует доработок. Хочется получить  примерные методические разработки уроков и внеклассных мероприятий других учителей, работающих по этой программе. Уверена, что больше требований нужно предъявить к собственной деятельности, потому что некоторые темы и материалы остались мною не востребованы, не использованы, значит надо найти им место и способы реализации: интегрировано или модульным способом.

В результате изучения программы “Омское Прииртышье” заметно появление положительных изменений в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учащихся; комфортного состояния учащихся в учебном процессе и образовательном пространстве в целом. Это можно заметить при проведении таких тестов как “Настроение”, “Самооценка” до и после занятий.  Статистические данные показывают, что 60% молодежи возвращаются в родной поселок. Надеюсь, что в этом есть и  маленькая толика моего труда, а не только экономические трудности нашего государства.

Автор материала: Тетюшкина Наталья Михайловна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: