Формирование культуры правильного питания в учебной и внеучебной деятельности

Что такое “здравствуй?”

Лучшее из слов

Потому что “здравствуй!”

Значит “Будь здоров”.

Давайте познакомимся:  Я – Горбачева Марина Юрьевна, учитель русского языка, литературы и риторики. В этой школе работаю со дня основания – 19 лет, общий стаж педагогической деятельности – 27 лет, имею I аттестационную категорию.

Сегодня я говорю вам “здравствуйте”, таким образом желаю вам, нашим коллегам и гостям, всем и каждому здравия, то есть здоровья.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Строго объективных критериев, дифференцирующих понятия “болезнь” и “здоровье”, пока нет. Существует более 300 определений здоровья. Остановимся на определении, где здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Существует и определение здоровья по Брехману!

    Соматическое здоровье – удел биологии и медицины Физическое здоровье – сфера физической культуры и спорта. Психическое здоровье – область применения психологических наук. Нравственное здоровье отражает социальную ценность человека, формирует нравственность и духовность.

Представление о здоровье как триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно-нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только о духовном благополучии, необходимость комплексного подхода. “Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия – постоянные, и значит заменить их ничем нельзя” писал академик Н. Амосов.

Лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни.

Наметившаяся во всем мире тенденция “новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ.

В нашей школе всегда уделялось большое внимание формированию здорового образа жизни (не случайно слова “здоровым быть здорово” – девиз нашего ОУ).

В этом году школа приступила к реализации модели “Общественно активная школа”.

В рамках реализации этой модели существует проект “Здоровый ребенок”, цель которого – сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса, формирование ответственных взглядов и убеждений в деле укрепления здоровья, осуществление согласованных действий медиков, педагогов и  родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка в условиях деятельно-активной школы.

Среди основных направлений реализации проекта особо выделяется планомерная организация  полноценного сбалансированного питания, так как организация правильного питания детей и подростков имеет не только медицинское значение как фактор сохранения здоровья конкретного ребенка и его последующего развития, но и большое социальное значение как фактор, определяющий здоровье будущих поколений.

Значение питания в детском и подростковом возрасте обусловлено основными факторами, определяющими различие зрелого и детского организма, а именно – ростом и развитием. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом и развитием, формированием органов и систем. Этими физиологическими особенностями определяются потребности детей и подростков в пищевых веществах и энергии.

Именно поэтому считаю, что формирование культуры и навыков правильного питания должно быть целью работы каждого педагога, каждого ОУ. 

Для выполнения данной цели сформулируем следующие задачи:

    обучение школьников основам знаний о здоровом питании; расширение знаний подростков о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила; развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни; развитие представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа; развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием; развитие коммуникативных навыков у подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.

Формирование культуры питания – процесс долговременный, включающий в себя следующее:

Позиционирование основ правильного питания. Формирование у учащихся правильного пищевого поведения. Обеспечение здоровым питанием в школе. Вовлечение семьи и общественности в процесс формирования культуры питания.

Я остановлюсь лишь на первых двух  составляющих этой проблемы.

Работа по формированию культуры правильного питания осуществляется мною в учебной и внеклассной деятельности.

Учебная деятельность.

Организация уроков.

Проводя уроки русского языка, литературы и риторики, подбираю материал по данной проблеме, работаю над созданием  энциклопедии “Секреты здорового питания”, включающей задания учащимся, тексты для сообщений, материалы из книг и словарей, рисунки, творческие работы детей, шарады, загадки, ребусы, викторины, пословицы, поговорки и др; сценарии уроков и занятий.

Провожу интегрированные уроки (интегрирование уроков по правильному питанию с другими предметами: русский язык, риторика, литература, ИЗО, технология, ОБЖ, природоведение). Работа позволяет осуществить связь между предметами: русским языком ( работа с текстами, затрагивающими тематику питания, использование тетради-помощницы “Учу слова из словаря”); математикой (эффективным средством формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья являются задачи со здоровьесберегающим содержанием). Совместно с учителями-предметниками мною разработан и проведен ряд интегрированных уроков по природоведению, литературе, русскому языку, ИЗО и математике.

В программе предмета риторика (работаю по программе Т. А.Ладыженской) уделяю время на развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием. Так раз в четверть провожу этикетные уроки. В этом году особенно интересно прошли уроки в 5 классе на тему “Жду гостей”,  в 6 классе – “Этикет питания”, в 7 классе – “Приходите к нам на огонек” и в 8 классе – “Всегда ли молчание-золото”.

Работа элективного курса.

Веду занятия элективного курса “Разговор о правильном питании”.

Считаю удачным и правильным, что в нашей школе, несмотря на то, что учебная нагрузка и занятость учащихся в среднем звене возросла, ребята имеют возможность продолжить данную работу на занятиях элективного курса.

Второй год апробирую продолжение программы, по которой работают учителя начальной школы. В среднем звене программа рассчитана на одно полугодие – 17 часов.

Цель программы “Разговор о правильном питании” – формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Программа включает в себя три содержательных части:

    Часть 1 “Разговор о правильном питании” Часть 2 “Две недели в лагере здоровья” Часть 3 “Формула правильного питания”.

“Формула правильного питания” предназначена для детей 12-14 лет, познакомившихся с первой и второй частями программы “Разговор о правильном питании”.

Учебно-методический комплект “Формула правильного питания” состоит из рабочей тетради для школьников и методического пособия для педагога.

Использование комплекта “Формула правильного питания” в рамках программы “Разговор о правильном питании” направлено на достижение следующих результатов:

    полученные знания позволят подросткам ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные; подростки смогут оценивать и контролировать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни; подростки научатся самостоятельно оценивать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни; подростки получат дополнительные знания в области истории, литературы, различных сферах искусства, что будет способствовать расширению их общего кругозора; подростки получат дополнительные коммуникативные знания и навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, что повлияет на успешность их социальной адаптации.

Реализация учебно-методического комплекта “Формула правильного питания” определяется её модульным характером, что предполагает:

    вариативность при выборе площадок для реализации. Она может использоваться в учреждениях различного типа: общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях, коррекционных школах, детских домах и интернатах, а также на базе учреждений дополнительного образования; вариативность способов реализации.

Учебно-методический комплект может быть реализован:

    в рамках внеклассной работы (система классных часов и внеклассных мероприятий); в рамках факультативной работы; в рамках регионального компонента учебного плана – курсов, направленных на формирование у школьников здорового образа жизни.

Дополнительно материал учебно-методического комплекта может быть использован на уроках истории, литературы, музыки, рисования, краеведения. Выбор же конкретного варианта остается за педагогом: свободным выбором сроков реализации как каждой темы, так и программы целиком. Сроки реализации также определяются самим педагогом – с учетом важности конкретной темы для учащихся, их заинтересованности и т. д.

Содержание учебно-методического комплекта, а также используемые формы и методы её реализации носят преимущественно интерактивный характер, направленный на активное вовлечение подростков в работу по программе, стимулирование их интереса к изучаемым темам, освоение ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, также основаны на творческой работе подростка – самостоятельной или в коллективе.

Очень важно, чтобы в реализации программы принимали участие родители. Эффективность формирования основ культуры питания в очень большой степени будет определяться тем, насколько определяемые программой нормы и ценности находят отклик в семьях учащихся.

Хочется отметить, что методы реализации данной программы, которые подробно изложены в методическом пособии для учителя ( Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. “Формула правильного питания”) учитывают возрастные особенности школьников – их стремление к самостоятельности, желание играть. Наиболее интересными, на мой взгляд, явились ролевые игры.  В ходе взаимодействия участники игры должны решить поставленную перед ними задачу. Такие игры оказываются весьма эффективными при освоении подростками навыков поведения в различных ситуациях (так при изучении темы “Где и как мы едим” учащиеся должны продемонстрировать варианты поведения в кафе – игра “Кафе”). Основная задача по формированию у подростка личной позиции в отношении того или иного вопроса эффективнее всего решалась при организации дискуссий, брейн-рингов. В ходе работы курса многие из ребят впервые попробовали себя в проектной деятельности ( в теме “Кулинарная история” они готовили викторины, презентации для своих одноклассников, посвященных питанию на Руси и в России).

Сами ребята отмечали изменения, произошедшие в них после наших занятий.

Так, создавая “Похвальное слово своему классу”, выполняя задание по риторике, ученица 6-б класса Парыгина Анастасия написала:

В нашей школе мы живем

Уж не первый год,

Откровенно скажем всем

“Славный мы народ”.

Никогда наши ребята

Не едят немытых ягод,

Чистят зубы, моют уши

Посмотрите на ребят –

Не сутулятся, сидят.

Все умыты, все опрятны,

Ложки держат аккуратно.

Быстро, дружно все съедают,

Корки на пол не бросают,

Чай на стол не проливают,

Потому что точно знают:

Кто ест красиво – выглядит счастливо!

Внеучебная деятельность.

Работа литературного клуба “Лира”

Уже третий год в нашей школе работает литературный клуб “Лира”, объединяющий ребят 5 – 9 классов, интересующихся филологией, людей творческих и активных. Все три года я являюсь его руководителем. Совместно с советом старшеклассников и Центром правопорядка ребята участвовали в праздниках, акциях, конкурсах рекламных плакатов и фотогазет на тему “Новое поколение выбирает правильное питание”.  Совместно с классными руководителями разработали и провели (в начальной школе) цикл бесед “Азбука здорового питания”. Раз в четверть проходят различные творческие конкурсы по теме “Здоровое питание”. 10 декабря закончится конкурс частушек. Выступления агитбригады “Золотые правила” тоже помогают формировать у учащихся навыки здорового образа жизни.

Второй год при литературном клубе работает “Школа этикета”, целью которой является воспитание культуры поведения учащихся посредством привития им норм этикета. Занятия рассчитаны на учащихся 5-6 классов, а в роли ведущих учащиеся 7- 9 классов. В прошлом 2009 году прошли четыре игровых занятия: 

    “В гостях у маркиза Этикета” “Рыцарский турнир вежливости” “Кому нужны правила поведения за столом” “Необычные приключения в стране хорошего тона”.

В этом году игра “Школа этикета” будет проведена как районная между командами  учащихся 5 -6 классов ОУ микрорайона “Юго-Западный”.

Автор материала: Горбачева Марина Юрьевна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: