Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках родного языка

Формы работы, направленные на формирование коммуникативных учебных действий несколько,  а на уроках родного языка можно выделить два взаимосвязанных направления развития коммуникативных универсальных учебных действий: это развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.

К первому направлению можно отнести все задания, с проговариванием вслух при изучении новой темы, задания повышенной трудности.

Ко второму направлению формирования коммуникативных универсальных  учебных действий относятся система заданий, нацеленных на организацию общения учеников  в паре или группе. На уроках часто организовываем  групповую  работу

Хочу выделить следующие преимущества совместной (групповой) работы:

    как показывает практика, возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала; на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении; возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; возрастает сплоченность класса; ученик более точно оценивает свои возможности; дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее; желание вступать в контакт с окружающими; знание правил и норм, которым необходимо следовать при общении с окружающими; умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.

Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

На уроках родного языка использую типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий. Например:

“Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: “Что я знаю об имени существительном”. Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером”. “Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои”. “Найди и выпиши слова, которые….  В первом предложении автор играет словами.  Ты заметил? Прочитай их”.                        

На уроках новый материал не предлагаем в готовом виде. Приглашаем учащихся  понаблюдать,  сравнивать, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового.  Также интересна игра “Давай подумаем”. Ученикам предлагается подумать, чье рассуждение является правильным, либо задается вопрос “А как ты думаешь?”

На уроки  материал выбираем разнообразный, интересный: например, работа с таблицами, со схемами, со словарем, кроссворды, выбор правильного варианта написания и  другие.

Система работы по развитию речи чётко выстроена в учебниках  по татарскому языку и включает развитие орфоэпических навыков, работу по количественному и качественному обогащению словарного запаса детей, развитие и совершенствование грамматического строя речи, развитие связной устной и письменной. А непрерывный творческий поиск учителя во всех видах взаимодействия с учениками становится гарантией нового образовательного результата.

Рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий:

Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие  вопросы. Не бойтесь “не стандартных уроков”, попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала. Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Коммуникативные универсальные учебные действия,  отражающие умения работать с текстом:  восприятие текста, сравнивать разные виды текста, анализировать и исправлять  деформированный текст, делить его на смысловые части, составлять план текста, пересказывать по плану. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и сплошные монологические высказывания: оформлять  диалогическое высказывание, различать особенности диалогической и монологической речи,  описывать объект, характеризовать качества, разбиение объектов на группы.

Главными показателями развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе можно считать:

    умение договариваться, находить общее решение практической задачи  даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах; умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, осуществлять взаимный контроль и  взаимную  помощь  по ходу выполнения задания. владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Формирование  коммуникативных универсальных учебных действий обеспечиваем через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.

Автор материала: Карамова Лейсян Азгамовна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: