Формирование исследовательских умений младших школьников (из опыта работы)

В Концепции модернизации общего образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеучебных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности. Исследовательская деятельность младших школьников — это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого материала, формирует предметные и общие умения. В процессе исследовательской деятельности ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.

Учитель становится консультантом, наставником, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися.

Для формирования исследовательских умений необходимы следующие условия:

    Систематичность. Работа по развитию исследовательских умений проводится в классе постоянно, в урочной и неурочной деятельности. Мотивированность. Учитель помогает видеть ученику в исследовательской деятельности возможность реализации своих талантов и возможностей, способ саморазвития. Психологический комфорт. Поощрять творческие проявления. Задача учителя поддерживать и направлять творческие идеи учащихся. Учет возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным и интересным.

Ученики открывают личностные «Я–знания», оказываясь в проблемной ситуации, личностно значимой для него и вызывающей потребность в освоении того или иного понятия и ответа на вопросы: «Почему? Не знаю, что происходит? А как это случилось? А что если?» Ребенок научается смотреть на изучаемый объект с разных сторон. Перед учителем стоит сложная задача: научить младшего школьника задавать себе вопросы, удивляться, развивая тем самым познавательную активность.

Затем создается ситуация развития гипотетического мышления. Гипотеза является способом умственного поиска, системой суждений и умозаключений. По собственному желанию ребенок выдвигает версии, предположения, постепенно формируются навыки доказательства, аргументирования. Возможность создавать «новое» знание, формирует познавательный интерес к изучаемому объекту и к такому способу деятельности.

Перед учителем стоит задача подбора таких заданий, которые уже имеют неоднозначное решение, нужны «ловушки», требующие дополнительной информации. Особое место занимает недостаточно полный текст, побуждающий учащегося искать новые знания, способы деятельности. Высокая мотивация создает не просто эмоциональную включенность, но и обеспечивает ее положительную динамику. Увлеченность в обсуждении различных гипотез способствует формированию межличностного общения, укреплению социальных связей учащихся. Большое значение для развития имеет способность к рефлексии. Рефлексия обнаруживается: в умении отличать известное от неизвестного; в способности определить и  понять — каких знаний не хватает для успешной работы; через умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной; критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей.

Эти преобразования связаны с таким учебным действием, как контрольно-оценочная самостоятельность. Самоконтроль побуждает учащихся ответственно относиться к выполняемой работе.

В своей работе мы активно используем методы исследовательской деятельности на разных предметах. Простор для деятельности нам предоставляет изучение курса «Окружающий мир». Там достаточно много тем, раскрывающих проблемы экологии, здоровьесбережения, которые являются актуальными на сегодняшний день.

Хотим  привести пример работы над исследовательской работой  «Почему тяжелый портфель влияет на здоровье ученика?»

Проблема: ухудшение здоровья ученика.

Тема: «Почему тяжелый портфель влияет на здоровье ученика?»

Актуальность: правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела! Ежедневная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь.

Цель: изучить и доказать, как тяжелые ранцы влияют на здоровье учеников

Задачи:

проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования; взвесить ранцы одноклассников; найти нормы; описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит; доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью; предложить  способы решения проблемы.

Гипотеза: автор полагает, что тяжёлый ранец вредит здоровью.

Организация исследования:

Организация поисковой работы (библиотека, интернет, статьи) Проведение опроса, анкетирования. Проведение  экскурсии на Кафедру педиатрии, Детский оздоровительный центр, подготовка сообщений. Составление  памятки учащимся, родителям.

Презентация исследовательской работы.

Выступление в параллельных классах, на школьной научно-практической конференции, на краевом конкурсе «Озарение», городском конкурсе «Я – исследователь».

В заключении хочется сказать, что такая  исследовательская работа содействует повышению мотивации к учению, развитию интеллекта и творческого мышления, формированию навыков исследовательской деятельности, развитию речи.
Исследовательская компетентность младших школьников направлена на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций.

Список литературы:

Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. — 1992. — № 3–4. — С. 14–19. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей ред. канд. психол. наук. А. С. Обухова. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 612 с. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии», М., 2006, 114 с. Методика исследовательской деятельности учащихся в области естественных наук / Ред.-сост. А. С. Обухов. – М.: МИОО; журнал «Исследовательская  работа  школьников», 2006. – 128 с. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований//Ученик и школа.-2003г.

Автор материала: Фролова Ольга Викторовна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: