Этнокультурное образование младших школьников

Обучение ребенка в начальной школе – чрезвычайно сложный процесс и один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но и в физиологическом плане. Начало обучения изменяет жизнь ребенка.

Наша школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, воспитании его в духе братской любви ко всем людям и мы обязаны научить младших школьников умению различать зло, коренящийся в сердце человека.

Русский этнограф, собиратель старины М. Забылин в последней четверти XIX века обращает внимание на тот факт, что: «… в наших учебных заведениях преподаватели… мало говорят об обычаях и образе жизни наших предков, в сказках, былинах, поверьях, песнях встречается очень много правды о родной старине, и в поэзии их передается весь народный характер века, с его обычаями и понятиями».

Этническая педагогика уходит своими корнями в далекое прошлое, сохраняет в себе опыт многих поколений, но она обращена и в будущее, так как использует этнокультурный опыт для организации жизни современных поколений, воспитывая их на лучших традициях своего народа. Нет таких вопросов воспитания, которые не были бы отражены в этнокультуре. К. Д.Ушинский показал, что в различных жанрах народного творчества, особенно в сказках, имеются оригинальные педагогические идеи: «Это первые и блестящие попытки… народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». (Ушинский К. Д. Собр. соч. М.-Л„ 1949, Т.6,с.300). 

Образование этнически культурной личности, на мой взгляд, не может быть не ориентировано на воспитание и обучение учащегося как носителя традиций и обычаев духовной культуры народа.

Новые условия заставляют пересматривать прежние позиции, ставят педагогов перед необходимостью искать новые подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения. В этой ситуации школа должна служить своему народу и государству, поэтому должна быть национальной, патриотической и строиться на принципах православной нравственности, народности и научности. 

Основной идеей школы с этнокультурным (русским) компонентом является идея исторического единства русского и других народов, величие и богатство Отечества и подготовка учащихся к защите Родины, национального кровного братства, духовного совершенствования личности, подвижничества, милосердия и трудового воспитания. 

Мой класс  по контингенту учащихся многонациональный. В классе обучаются татары(2 чел.), мордва(5 чел) и русские(11 чел).

Этнокультурный компонент стал важным фактором в учебно-воспитательном процессе. Данный процесс я  строю с учетом следующих принципов:

Принцип патриотизма. Обучение и воспитание должны:  соответствовать истории, характеру, традиции народа; осуществляться на принципах уважения, любви и преданности своему Отечеству, веры в будущее России. Принцип историзма. Гуманитарные предметы строятся на исторической основе. Изучение других предметов должно сопровождаться сведениями об истории развития соответствующих наук. Принцип воспитывающего обучения. Школьные дисциплины рассматриваются ни как цель, а как средство воспитания личности учащихся.

Одной из задач, поставленной передо мной является  воспитание высоконравственной, духовно богатой и физически здоровой личности. Осуществление реализации данной задачи происходит через:

Совершенствование педагогического процесса, которое предполагает:

    интеграцию обучения и воспитания; раннее изучение мордовского языка (со 2 класса); активизация мотивации учащихся на учебную и внеучебную деятельность; создание системы воспитательной работы на основе возрождения народных традиций, обычаев, обрядов, элементов народной педагогики.

Повышение компетентности и профессионализма педагогов, предполагающее овладение новыми педагогическими технологиями, методикой диагностики, расширение эрудиции, способности выходить за рамки собственного предмета, конструктивно взаимодействовать с коллегами. Создание условий для самовыражения и самоопределения учащихся строятся  на:

    основе диагностики склонностей и способностей, интересов учеников; развитии самоуправления учащихся; расширении сети кружков по интересам.

С учащимися в плане развития класса с этнокультурным (русским) компонентом работают не только я, но и педагоги дополнительного образования. Совместно мы проводим календарно – обрядовые праздники, а именно:

    Фольклорный праздник «На завалинке». Покров – октябрь. Кузьминки – ноябрь. Наум Грамотник Рождественские посиделки – январь. Молодецкие забавы – декабрь. Масленица – март. Пасха – апрель. Праздник «Русские березки». Троица Ярмарки. Экскурсии в музеи нашей республики. Выставки рисунков на тему «Народные промыслы».

Что я ожидаю от данной работы

Ведение этнокультурного компонента позволит:

    полно представить богатства национальной культуры, уклад жизни народа, его историю, язык и литературу, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности; углубленно изучать русский язык через его историю, связь с литературой, культурой; последовательно приобщать школьников к родной литературе, помогая им понять самих себя, свой психологический склад, свою сущность; воспитать образованного, творческого человека, готового к осмысленной деятельности в условиях современной цивилизации; интегрировать традиционные учебные предметы; развивать экскурсионную и исследовательскую работу младших школьников.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что этнокультурное образование детей младшего школьного возраста на основе русской традиционной народной культуры, позволяет ребёнку само реализовываться, укреплять межнациональную дружбу,  жить в многонациональном сообществе, бережно и терпимо относиться к своеобразию других культур и традиций, жизненных устоев.

Автор материала: Синицына Ирина Валерьевна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: