Экскурсионная работа как средство воспитания

В статье представлена организация экскурсионной работы с учащимися. Автор рассказала о своём опыте работы в этом направлении и представила практические рекомендации для классных руководителей.

Экскурсии имеют большое значение в формировании гармоничной, всесторонне развитой личности ребёнка. Целью экскурсионной работы является приобщение учащихся к культурному и историческому наследию.

Экскурсии помогают решить ряд задач: активизируют познавательный интерес, расширяют кругозор детей, углубляют и систематизируют знания об истории и культуре нашей Родины, формируют отношение ребят к природе, различным явлениям общественной жизни, моральным нормам и принципам, расширяют представления детей о труде людей разных профессий, постепенно приобщают к миру искусства, формируют художественный вкус, развивают черты прекрасного в духовном облике ребёнка.

Не надо ставить только задачу информировать учеников о музеях и выставках, не стремиться использовать музей только как наглядное пособие к урокам литературы, истории, биологии, физики. Мне кажется, что увиденное на экскурсии должно вызвать у ребят положительные эмоции, стать личным переживанием, достоянием души. Только тогда посещение любых учреждений культуры и искусства будет иметь воспитательный эффект. С помощью экскурсий надо постараться оказать воздействие на систему ценностей ребёнка в тот период, когда она находится в процессе становления. И чем младше дети, тем это воздействие своевременней и эффективней.

Мы посетили большое количество самых разнообразных экскурсий, которые можно разделить на несколько тематических направлений:

История и культура нашей Родины (Исторический музей, Оружейная палата, Алмазный фонд, музей Вооружённых сил, усадьбы Коломенское, Кусково, Абрамцево, Царицыно, города Дмитров, Сергиев Посад, Переяславль-Залесский, Тула, Александров, Санкт-Петербург, Псков, Ростов Великий); Природа (Палеонтологический, Зоологический, Дарвиновский музеи, Ботанический сад, Парк птиц); Наука и техника (музеи Минералогии, Политехнический, Авиации и военно-воздушных сил, Космонавтики, Звёздный городок, музей МВД); Эстетическое направление (театры МХАТ, Малый, Российской Армии, Камерная сцена, театр им. А. С. Пушкина, театр им. Н. Сац, Третьяковская галерея, Галерея Шилова, Музей изобразительных искусств, Музей искусств Востока, народные промыслы Жостово, Федоскино, Гжель).

По своей цели экскурсии бывают:

    Обзорные, которые знакомят с залами и экспозициями музея; Тематические, они раскрывают какую-то определённую тему; Проблемные проходят в форме диспута, возможны при овладении учащимися знаниями по заданной теме.

Организуя экскурсии, надо учитывать психологические закономерности эстетического восприятия. Они зависят от возраста ребёнка, уровня его развития, степени сформированности представлений.

Большое значение для классного руководителя при выборе экскурсий имеет знание индивидуальных личностных особенностей школьников. Конечно, порой сложно «угодить» всем учащимся конкретной экскурсией, но каждый раз нужно прислушиваться к пожеланиям ребят. Поэтому при выборе экскурсии я стараюсь ориентироваться на интересы учащихся, а также связывать содержание экскурсий с тем материалом, который изучается на уроках и с жизненным опытом детей. Сначала стремлюсь заинтересовать детей тематикой экскурсии. Любая экскурсия познавательна!

Безусловно, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

Детей младшего школьного возраста привлекают чисто внешние эффекты, событийная сторона, практическая направленность экскурсий. Они стремятся потрогать, проверить, как всё работает, как это можно использовать, с удовольствием узнают что-то новое, интересуются природой.

Большинство подростков обладают некоторыми знаниями о жизни и деятельности выдающихся писателей, композиторов, художников, актёров, однако их осведомлённость в различных видах искусства неодинакова. У них не хватает познаний в области живописи, классической музыки, скульптуры, архитектуры и эти пробелы можно восполнять в ходе экскурсий в музеи, картинные галереи, различные города нашей Родины. Эти экскурсии помогают привить любовь к истории и культуре нашего народа.

Старшеклассники ищут в искусстве ответы на волнующие их нравственно-эстетические проблемы, их восприятие литературы, музыки, живописи носит личностный, индивидуальный характер, сопряжено с раздумьями и самооценкой. Им становится интересно посещать различные выставки, театры. Театр – таинственен, волшебен. Восприятие театра должно быть непременно соприкосновением с чудом, которое надо не только понимать через слова, но и почувствовать, поверить в него.

Старшеклассники ищут созвучия своим переживаниям не только в окружающей их  жизни, в сердцах других людей, но и в произведениях искусства. Теперь на основе своего собственного, в какой-то степени осмысленного опыта они замечают, правильно ли изображено то или иное душевное состояние, насколько глубоко музыкальное произведение отражает чувство, насколько точно актёр передаёт характер героя.

Заметны различия среди мальчиков и девочек в той тематике экскурсий, которая наиболее для них привлекательна. Девочки в большей степени интересуются живописью, классической музыкой, поэзией, театром. Мальчиков привлекает наука и техника, героика, приключения, фантастика.

А сейчас хотела бы сказать об одном важном условии, без которого любая экскурсия не будет успешной. Это внимание! Это та первая ступенька, на которую надо подняться, чтобы иметь возможность увидеть, услышать, осознать. Воспитать в себе умение быть внимательным – значит научиться чувствовать и понимать окружающую действительность, искусство. Внимание должно быть «направленным» и в то же время широким, улавливающим как внешнее, так и внутреннее, суть, смысл явления и подробности. Внимание должно быть творческим, пробуждающим фантазию и воображение.

Я стремлюсь к тому, чтобы снова через определённое время ребята возвращались к какому-либо произведению искусства, с которым были знакомы ранее. Общаясь с этим произведением снова в момент повторного восприятия, нужно постараться, чтобы ребёнок открывал в нём вновь что-то новое для себя, углубляя свои познания. И постепенно он приходит к выводу, что произведения искусства являются неисчерпаемым источником познания новых граней жизни, это сокровищница знаний и красоты жизни. Естественный путь, которым ребёнок идёт в познании произведений искусства, заключается в том, что они воспринимаются им в чисто эмоциональном плане. Надо не разрушая целостного эмоционального восприятия, помочь понять, какую роль играет каждая деталь в нём во имя целого, к какому итогу приводит нас художник, а не вытаскивать каждый факт отдельно, сам по себе.

После экскурсий мы с ребятами обмениваемся впечатлениями об увиденном и услышанном ими. При обсуждении книг, спектаклей, картин, музыкальных произведений следует обращать внимание на мастерство писателей, режиссёров, художников, композиторов. Такие беседы должны будить и усиливать интерес и любовь к искусству. Надо говорить с детьми о силе художественных образов, о том, какими средствами добивается их выразительность, о прекрасном в жизни и произведениях искусства. Следует говорить доступным детям языком, но при этом вводить новые понятия и факты, связывать их с уже имеющимися. Возможны и другие формы обсуждений и обмена впечатлениями: лекции, объяснения, круглые столы, диспуты, конкурсы, викторины, написание заметок в газету «Наш лицей».

Таким образом, будет расширяться кругозор школьников и постепенно появляться более серьёзное и глубокое отношение к произведениям искусства. Если дети научатся воспринимать искусство, то они станут лучше, совершеннее и тогда они окажутся способными понять, почувствовать, услышать тех людей, которые создали эти замечательные произведения искусства.

Автор материала: Калиниченко Наталья Эдуардовна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: