Доклад: «Единые требования обучения и воспитания, — как фактор формирования общественной направленности личности школьника»

Они исходили из концептуальной позиции о необходимости целостного воспитания личности. «Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается» (А. С.Макаренко). Однако целостность воспитания личности предполагала, прежде всего, соединение школьного образования с жизнью, с социальной средой.

Как показал практический опыт данных педагогов, именно интеграция школьных и внешкольных занятий способствовала созданию полноценных условий для совместной работы педагогов и воспитанников, обеспечивающих формирование у последних творческого стиля жизнедеятельности, способствовала саморазвитию личности.

А. С.Макаренко, В. А.Сухомлинский, С. Т.Шацкий по-разному практически реализовали идею единства обучения и воспитания учащихся, исходя из конкретных социально-педагогических условий. В своих научно-публицистических работах и практической педагогической деятельности каждый из них рассматривал целостность учебно-воспитательного процесса через связь школьного образования с практической работой воспитанников вне школы, взаимосвязь обучения и трудового воспитания, единство образования и нравственного воспитания.

Идеи классиков отечественной педагогики XX в. о целостности учебно-воспитательного процесса интенсивно актуализировались в последующие годы. Эта проблема как специальный предмет анализа рассматривалась в 60-90-е годы XX в. Ю. К. Бабанским, Л. Ю. Гординым, B. C. Ильиным, В. В. Краевским, В. М. Коротовым, Б. Т. Лихачевым и др.

В. С.Ильин отмечает, что личность не может первоначально подготовиться к жизни, а затем включиться в таковую. Объективно процесс развития человека как личности начинается с момента его рождения. Обучение ребенка в школе не может рассматриваться иначе как особый, специфический, способ и форма его жизнедеятельности. В школе ребенок продолжает жить. Задача педагогов заключается не в обучении школьника, ориентированном на передаче ему суммы знаний, умений и навыков, но на организации учебно-воспитательной работы таким образом, чтобы ребенок усваивал знания не формально (знания ради знаний), а в качестве значимых атрибутов, позволяющих познавать окружающий мир и себя.

Внешнее социальное влияние по-разному воспринимается личностью и так же по-разному формирует ее.

М. А. Данилов характеризовал педагогический процесс, как внутренне связанную совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, в его образованность и идейность, культуру и нравственность облика, способности, привычки, характер. В педагогическом процессе объективное социальное переходит в субъективное, в индивидуально-психическое достояние человека.

Ю. К. Бабанский, рассматривая вопросы оптимизации процесса обучения, обнаружил значимую корреляцию между качеством обучения учащихся и социальными воздействиями, которые они испытывают в процессе школьной и внешкольной.

Ю. К. Бабанский характеризовал педагогический (учебно-воспитательный) процесс как органичное единство процессов обучения, воспитания и развития, сущность которого состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством взаимодействия, направленного на удовлетворение потребности современного общества во всесторонне, гармонично развитой личности. Им были раскрыты и выделены основные компоненты педагогического процесса, описана сущность единства процессов обучения и воспитания, дана характеристика интеграции целей, содержания, методов и форм педагогического процесса.

В. М. Коротов раскрыл сущность единства и взаимосвязи различных компонентов педагогического процесса (целей, содержания, методов и форм).

Педагогический (учебно-воспитательный) процесс рассматривался им как целостное единство, характеризующееся общностью его принципов, содержания, организационных форм и методов. В. М. Коротову удалось раскрыть технологическую сущность интеграции обучения и воспитания при исследовании ученического самоуправления. Им было показано единство обучения и воспитания учащихся, взаимосвязь нормативных и самостоятельных видов деятельности педагогов и учащихся. В. М. Коротов сформулировал основные принципы целостной учебно-воспитательной работы, выделив в качестве основного принцип единства обучения и воспитания, последовательно реализуемый в задачах, содержании, формах и методах учебно-воспитательной работы.

Целостность характеризуется внутренним единством объекта, его автономностью и рассматривается философами как объективное свойство предметов внешнего мира. Целостные объекты окружают нас, они существуют на всех уровнях организации материи. Однако целостность не является свойством, постоянно присущим тому или иному предмету или процессу. Целостность может возникнуть на одном этапе развития предмета и исчезнуть на другом.

Существенность этого положения для педагогической науки отмечает В. В. Краевский. Именно в педагогике необходимо учитывать, что целостность (процессов, видов деятельности, формируемых качеств личности) не дана изначально. Он отмечает, что к познанию объекта как целого должна стремиться любая наука, и указывает на необходимость рассмотрения учебно-воспитательного процесса как целостности. Данная необходимость определяется не только непосредственно практической задачей комплексной организации этого процесса, но также и познавательной ситуацией в педагогической науке.

В. В. Краевский утверждает, что воспитанник, находясь внутри специально организованной педагогической системы, с единством требований образовательного и воспитательного процессов, не только готовится к жизни, но уже живет — школа как носитель определенной педагогической системы и жизнь образуют диалектическое единство.

Задача педагога заключается и в подготовке детей к жизни, и к непосредственному включению их в жизнь. Учебно-воспитательный процесс в целом выполняет двуединую задачу обучения и воспитания — подготовки к жизни и включения в жизнь, общественной направленности личности школьника. В. В. Краевский отмечает, что единство обучения и воспитания носит диалектический характер и реализуется через различия: обучение не изолировано от включения воспитанника в жизнь, оно развертывается на том участке учебно-воспитательного процесса, где доминирует подготовка к жизни. В свою очередь, воспитание — такое включение в жизнь, которое служит естественным продолжением подготовки, но в этом случае доминантой, главной целью, является именно включение. Таким образом, есть воспитание в обучении и обучение в воспитании.

Б. Т.Лихачев считает, что важнейшим качеством научно организованной педагогической деятельности является целостность и системность, т. е. целесообразность, последовательность, интегративность, взаимодействие подсистем в рамках общей системы. Сложность педагогического процесса, неоднозначность его результатов заключается в том, что ребенок воспитывается целостно, в общем жизненном потоке отношений, в то время, как в организованной учебно-воспитательной работе внимание акцентируется на отдельных специализированных подсистемах. В школьной практике, по мнению ученого, нередко образуются отклонения от научного подхода к воспитанию. Его противоположностью является функциональный подход. В отличие от понимания учебно-воспитательного процесса как целостности, единства и взаимодействия учебной, трудовой, физкультурной, технической и художественной деятельности детей, функционализм проявляется в преувеличении значения одних педагогических подсистем и недооценке других. Нередко вся воспитательная работа ограничивается уроком. Или во внеклассной деятельности внимание сосредотачивается только на просветительстве в области искусства, морали и права. В результате полноценного использования педагогического потенциала отдельных конкретных педагогических подсистем, в их взаимосвязи и взаимодействии между собой, постепенно образуется целостный воспитательный процесс.

Теоретические положения о целостности учебно-воспитательного процесса, единстве обучения и воспитания школьников создают необходимые предпосылки для практического осуществления для формирования общественной направленности личности школьника.

Взаимосвязь урочной и внеурочной работы в учебно-воспитательном процессе обеспечивается тремя основными связями: взаимодействия, организации и управления. Первые обеспечивают взаимодействие урочных и внеурочных занятий в педагогическом процессе; вторые — организацию системы учебно-воспитательной  работы; третьи — управление данной системой.

Единство требований обучения и воспитания и их взаимодействие осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных).

Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической.

    Учебная — информация, связанная с содержанием учебного материала. Научная — информация по различным отраслям научного знания, не включенная в содержание учебных программ, учебников и пособий. Познавательная — информация, расширяющая кругозор учащихся и обогащающая их познаниями об окружающем природно-социальном мире. Организационно-трудовая — информация, знакомящая школьников с основными способами организации различных видов деятельности. Коммуникативная — информация, необходимая школьникам Для успешного общения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми как в школе, так и вне школы. Этическая — информация нравственного содержания, включающая основные моральные положения.

Целенаправленное применение различных видов информации, делегирование ученику роли активного «передатчика» информации (на уроках и вне уроков), а также обмен ею между участниками учебно-воспитательного процесса создают условия для эффективного развития личности школьника, для полноценного включения в социальную жизнь группы, школа, общества.

Вещественные связи — это связи урочных и внеурочных занятий, реализуемые в форме обмена и применения конкретных материальных продуктов деятельности педагога и детей. Эти связи могут быть представлены через использование на уроках изготовленных или отремонтированных школьниками на внеурочных занятиях приборов, конструкций, выполнение внеурочной работы по оборудованию и ремонту школьного учебного кабинета, что способствует повышению качества учебной урочной работы, и т. п. В учебно-воспитательной деятельности учащиеся самостоятельно и под руководством педагога могут изготовлять демонстрационное и лабораторное оборудование, различные наглядные пособия, составлять задачи и упражнения и т. п.

Выполненное удачно, такое задание позитивно влияет не только на успеваемость, общественную интеграцию, трудовую включенность, но и на эмоциональную сферу личности школьника.

Связи развития личности (личностные) — это связи взаимодействия образовательных и воспитательных занятий, реализуемые посредством развития интеллектуальной, волевой, эмоциональной сфер личности учащегося, его качеств, отношений, интересов, потребностей.

Формирование самостоятельности и творческой активности, общетрудовых умений, познавательных и учебных интересов, потребности в самообразовании и самовоспитании, а также отношений (межличностных, к природно-социальному миру, самому себе) должно быть в центре внимания каждого педагога. К сожалению, связи развития личности в профессиональной деятельности некоторых педагогов находятся на вторых ролях в процессе осуществления интеграции классных и внеклассных занятий. Предпочтение отдается информационным и вещественным связям. Но именно требования, предъявляемые  и во внеклассной работе способствуют интеграции и создают реальные условия для успешной реализации педагогами связей развития личности. Вариативность неформальной совместной жизнедеятельности, простор для индивидуального, группового и коллективного творчества и самодеятельности, широта, глубина и многообразие видов общения ученика со взрослыми и сверстниками, огромное познавательное пространство и большие возможности в расширении материально-технической базы — лишь некоторые позитивные стороны самой образовательной деятельности и ее взаимосвязи с воспитательной. Они обеспечивают реальные условия для развития личности учащихся.

Не следует также забывать, что информационные и вещественные связи взаимодействия урочных и внеурочных занятий вместе со связями развития личности способствуют комплексному обеспечению успеха в развитии личности школьника.

Единство требований и  взаимодействие обучения и воспитания осуществляется педагогами на разных уровнях. Оно характеризуется множеством параметров, среди которых выделяются целенаправленность, стабильность, многосторонность и управляемость. Они связанны единством дидактических, воспитательных и развивающих целей, которое выражается в существовании множества занятий в учебно-воспитательном процессе.

Эффективность единства деятельности педагога и воспитателя связана с умением моделировать систему урочно-внеурочных занятий школьников на основе принципов организации.

Основными принципами организации системы единых требований в работе педагогов являются (по М. И. Сетрову):

Принцип совместимости как условие возникновения и сохранения системы. Целостность и организованность некоторых систем временно или постоянно может поддерживаться опосредованной функциональной связью между педагогами и воспитанниками. Системность такого процесса определяется наличием у каждого отдельного участника совместной деятельности поведенческой программы и общностью целей. Цель и программа выработаны заранее, и именно в процессе их выработки (договоренности) осуществляется взаимодействие элементов системы, а дальнейшее их организованное поведение оказывается результатом этой взаимосвязи, выливающееся в единое образовательное пространство. Принцип актуализации функций. Организация деятельности педагогов представляет собой непрерывно развивающуюся целостность. Поскольку организация — это развивающаяся система, ее элементы и структуры непрерывно приобретают новые свойства. Подход к организации как непрерывному процессу становления функций ее элементов называют принципом актуализации функций. Следовательно, организацией является совокупность явлений, свойства которых проявляются как функции сохранения и развития этой совокупности. Принцип нейтрализации дисфункций. Саморегуляция системы заключается в том, что в ней при любом воздействии извне, нарушающем ее относительное равновесие, разворачиваются процессы, направленные на сохранение этого равновесия. Регуляция носит организованный характер. Путем актуализации функций система приобретает организованность, а нейтрализация дисфункций направлена на ее сохранение. Такой способ поддержания организации называют принципом нейтрализации дисфункций. Принцип сосредоточения функций. Субординация внешних функций направлена на сосредоточение их и на выполнение основной функции целостной системы в виде иерархической зависимости функций различных уровней. Усилия отдельных функций направлены на осуществление основной функции. Данный принцип называют принципом сосредоточения функций. Принцип лабилизации функций. Изменение соотношения устойчивости структуры и подвижности (лабильности) функций отражает направленность процесса организации на ее повышение, подъем на новый уровень. Такое понимание процесса совершенствования называют принципом лабилизации функций.

Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании общественной направленности, развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классных руководителя и воспитателей, деятельность которых в образовательно-воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, учебные, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда, так как современное общество нуждается в способных и талантливых, работоспособных, активных личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть будут удачными в их жизненной устроенности (общественности). Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.

УСПЕХ – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.

У – учеба

С – социализация

П – позитивность

Е – единство

Х – харизма

Учеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Современное общество диктует поиск новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, которое не возможно без единой педагогической системы работы всех педагогов, дающего возможность развития и реализации детских способностей.

Социализация – социальная деятельность. Выходя из школы, выпускник вступает на новый совершенно неизведанный путь взрослой жизни. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений, что несет в себе формирование общественной направленности личности школьников. Эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов, первостепенными из которых в условиях школы – интерната являются педагоги.

Позитивность – продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность. Целенаправленная деятельность педагогов, призванная формировать у детей систему позитивных качеств личности, взглядов и убеждений.

Единство – коллективная деятельность. Представляет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Харизма – исключительная одаренность; харизматический лидер — человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности — мудрости, умении думать. В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой, не устроенной в обществе личности найти свое место, свою “нишу” очень сложно. Каждый воспитанник школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности, уметь включаться в различную деятельность.

Педагоги, являясь главными участниками управления системой учебно-воспитательной работы, должны оптимально использовать индивидуальные физические и психические возможности и способности учащихся, родителей, работников внешкольных учреждений, а также время для проведения различных видов и форм занятий.

Руководство и предъявление единства требований участниками педагогического процесса осуществляется педагогами успешно, если они четко формулируют свои мысли и у них существует устойчивая обратная связь с учениками. Педагогу важно иметь как можно более полную информацию о каждом ученике (знать уровень развития его психических свойств и процессов, личностных качеств, характер, семейную атмосферу и т. п.).

В системе урочно-внеурочной деятельности особое место занимает установка педагога на контакт с ребенком. Только позитивная дружеская установка в структуре «педагог – воспитанник», направленная на понимание школьника, оказание необходимой поддержки (не только при выполнении задания, но и в широком личном плане) позволяет достигать оптимальных результатов в развитии, обучении и воспитании детей.

Таким образом, обобщая сказанное, учебно-воспитательный процесс всегда проходит во взаимосвязи, а, единство требований обучения и воспитания являются одним из важных факторов общественной направленности личности школьника, которая формируется в онтогенезе, в процессе обучения и воспитания молодых людей, при подготовке их к жизни, профессиональной и общественно полезной деятельности, служению своей Родине. Здесь важно, чтобы подрастающее поколение усвоило, что их личное, семейное благополучие, достижения в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему народу и государству, в котором они живут.

Литература:

Книго-печатные издания:

Бтажнокова  И. М.  Коррекционные  задачи  и  основные  направления  в  организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта.  // Дефектология. – 1995г. — №5. Кожалиева Ч. Б. Особенности содержания  образования  у  младших  умственно отсталых учащихся школьного возраста. // Дефектология. – 1995г.  —  №1. Малофеев  Н. Н.  Стратегия  и  тактика  переходного  периода  в  развитии отечественной системы специального образования и  государственной  помощи  детям с особыми проблемами. // Дефектология. – 1997г. — №6. Никиреев Е. М. Направленность личности и методы ее исследования. – М., 2004. Пинский  Б. И.  Коррекционно  –  воспитательное  значение  труда  для  психического развития. – Москва, Педагогика, 1985г. Шевченко С. Г. Коррекционно  –  развивающее  обучение:  Организационно  –  педагогические аспекты. – Москва, Гуманитарный издательский центр Владос,  1999г.

Интернет:

Электронная библиотека Грамотей  http://www. gramotey. com/?open_file=1269033259. 22. 03 2011. Воспитывающее обучение.  http://www. otrok. ru/teach/enc/txt/3/page79.html.  12.03. 2011. Общественная направленность воспитания. http://family-life. narod. ru/Page2-2.htm. 15.03.2011.

Автор материала: Кравчук Александра Александровна 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: