Атмосфера сотрудничества на уроке через общение учителей и учащихся

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами и детьми. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов и детей.

Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью. В психолого-педагогической литературе в этом смысле говорят о коммуникативных способностях учителя, важных для осуществления плодотворной педагогической деятельности.

Общение, сотрудничество ребенка с взрослым и сверстниками — необходимое условие детского развития.

Опыт педагогической деятельности показывает, что недостаточно только знание учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Ведь все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения с ними.

Важнейшая черта современного обучения — его направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. Главным аспектом личностно-ориентированного урока является выбор оптимального для данного урока стиля общения, организация учебного сотрудничества. Инновационными следует считать процессы, связанные с характером взаимодействия педагога и учащихся, с их позициями в ходе обучения (педагог — партнер по учебному исследованию), когда для учащихся создаются определенные условия для активной и инициативной позиции в учебном процессе: не просто осваивать учебный материал, а познавать истину, вступая в активный диалог с участниками образовательного процесса, самостоятельно выходить за пределы собственных знаний для поиска общих способов действия в новых ситуациях, что является главной ценностью и целью образования, — формировать умение учиться.

Учитель — это тот, кто учит самому ученью, учит не столько действовать, сколько планировать, и обосновывать будущее действие и искать способы его реализации. Этими способами открытия нового знания учащиеся овладевают при совместном выполнении заданий детьми, а так же — детьми и взрослыми.

Прежде чем обучать детей различным формам учебного сотрудничества, учитель должен сам в совершенстве овладеть методикой проведения внутриклассной дискуссии.

Педагогическое общение должно быть освоено каждым учителем. Ведь самые интересные и плодотворные учебно-воспитательные материалы, самые активные и прогрессивные методы учебно-воспитательного воздействия «заработают» только тогда, когда будут обеспечены верным, соответствующим им педагогическим общением.

Установлены наиболее распространенные стили педагогического общения. Пожалуй, самым плодотворным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля — единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском — результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.

Достаточно продуктивным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. В известной мере он как бы подготавливает выделенный выше стиль общения. Ведь дружеское расположение — важнейший регулятор общения вообще, а делового педагогического общения особенно. Это стимулятор развития и плодотворности взаимоотношений педагога с учащимися. Дружественность и увлеченность совместным делом — стили общения, тесно связанные между собой. Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А. С.Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой — соучастником совместной деятельности.

Подчеркивая плодотворность дружественного стиля взаимоотношений педагога и воспитанников и его стимулирующий характер, вызывающий к жизни высшую форму педагогического общения —  на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса. Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

Учебно-педагогический процесс в школе может быть успешным лишь при хороших отношениях учителя с учениками. Взгляды и убеждения учителя, а главное его поступки, оказывают решающее влияние на отношения, складывающиеся между учителями и их воспитанниками. Ученик, соблюдая требования, предъявляемые учителем, должен верить, что они справедливы. Ребенка, подростка легко обидеть, даже невзначай, ибо он склонен случайный и незначительный поступок, оценивать как преднамеренный и глубоко переживать кажущуюся ему недоброжелательность учителя. Поэтому в поведении учителя нет мелочей, ему не прощается никакая слабость случайного характера, плохое настроение, раздражительность. Учитель должен быть терпимым к неправильным поступкам, мнениям, убеждениям детей, уметь переубеждать и терпеливо разъяснять им их ошибки.

Истинная культура общения означает взгляд на партнера не как на объект своего влияния, а как на равноправного участника обмена информацией.

В будничных ситуациях важно уметь выслушать, постараться понять точку зрения собеседника, посочувствовать в горе или разделить радость, убедительно возразить или достойно согласиться, страстно отстаивать свою позицию, но не во имя собственного престижа или победы над кем-то, а щадя самолюбие других.

А педагогическое общение — особое общение. Это система органичного социально-психологического взаимодействия педагога со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного  воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Таким образом, педагогическое общение в технологическом плане находит свое выражение в умениях передавать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений, в искусстве воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психологическим состоянием.

Ученики ценят в учителе доброжелательность, честность, принципиальность, ответственность, деловитость. Но более всего они ценят в нем человечность. Учитель должен оставаться для учеников старшим товарищем, потребность в котором у них велика. И учителю не следует надевать на себя маску бесстрастности и равнодушия. Ученики должны видеть, что учитель, как и все, может радоваться и огорчаться, гневаться и страдать. Проявление учителем человеческих чувств, естественное поведение сближает его с учениками, формирует подлинно человеческие отношения между ними. Поэтому учителю следует по возможности чаще общаться с учениками — разговаривать, спорить, играть. Отношение учителя к ученику должно носить не просто официальный, но и товарищеский, дружеский характер. Чисто деловые отношения воспринимаются учениками как казенные, бездушные, а часто и как враждебные им. Человечность же учителя вызывает ответную человечность учеников, которые начинают понимать, что учитель так же, как и они переживает, радуется и огорчается.

Учитель иногда повышает голос на ученика, оскорбляя при этом его достоинство, унижая. Получаемый при этом педагогический эффект — послушание, наведение дисциплины — в его глазах оправдывает это средство. Учитель обязан относиться к каждому ученику как к личности. Неуважение к личности ученика может привести к самым неожиданным последствиям. Мера требовательности учителя к ученику – это своеобразная мера уважения к нему. Требовательность учителя должна быть доброжелательной требовательностью друга, заинтересованного в судьбе ученика. Требовательность должна быть реалистичной, выполнимой, понятной ученикам.

Особая сторона педагогического сотрудничества – это сотрудничество самих детей в коллективе. «Сотрудничая» или общаясь со своими сверстниками, дети учатся говорить, выражать свое мнение, думать и четко оформлять свои мысли, давать оценку событиям, делать выводы и обобщения. Общение с одноклассниками дает детям моральные ценности. Ребенок идет в школу учиться наукам и учиться сотрудничать, то есть жить в согласии и взаимодействии с другими детьми.

Характер ребенка, его поступки непредсказуемы. Порой дети в своих суждениях и оценках беспощадны. Поэтому всегда рядом с детьми должен находиться старший наставник и не дать ребенку проявлять злобу и ненависть по отношению к таким же незащищенным детским душам.

Каждый раз, когда вы входите в класс, помните несколько так называемых заповедей педагогического общения:

    Педагогический процесс основывается на наших отношениях с детьми. При организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических целей и задач. Очень важно строить общение с детьми не «от себя», а «от них». Организуя педагогическое общение, стремитесь точно и адекватно ориентировать свою речь на конкретного ребенка или на группу учащихся. Помните, что общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только одной функцией — информацией. Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение «по вертикали», снизу вверх. Помните, что даже малыш стремится в какой-то мере отстаивать собственную самостоятельность и значительность  во взаимоотношениях. Учитель должен уметь выдерживать «паузу ожидания» между своим вопросом и ответами учащихся. Как показывает практика, эта «мелочь» является одной из важнейших задач, которые стоят перед учителем. Стремитесь ощущать психологическую атмосферу в классе — без этого продуктивный учебно-воспитательный процесс невозможен. Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей. Умейте слушать детей. Надо выслушивать до конца, даже если школьник, на ваш взгляд, говорит неверно и у вас мало времени. Организуя общение с детьми, постоянно стремитесь понять их настроение. В процессе педагогического общения могут возникать разнообразные конфликты. Решение конфликтной ситуации во многом зависит от выбора стиля поведения. Одним из эффективных стилей является стиль сотрудничества. Если в процессе общения с учащимися возникает потребность в дискуссии со школьниками, старайтесь не обидеть оппонентов. Будьте инициативны в общении с детьми; помните, что инициатива в общении поможет вам успешно управлять познавательной деятельностью, организовать сотрудничество. Избегайте штампов в общении с детьми, старайтесь преодолевать негативные установки по отношению к некоторым школьникам.

Существует специальная технология общения, приемы которой убедительно демонстрирует американский ученый-психолог Д. Карнеги:

УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает! Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени. Давайте четко и  искренне признавать хорошее в других. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.

Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе  — это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевлять их мечтой о будущем, научить их утверждать в настоящем идеалы будущего.

Автор материала: Войшвилова Марина Николаевна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: