Антропогенное воздействие на природную среду (экскурсия по географии)

Задачи: расширить знания школьников о влиянии хозяйственной деятельности на окружающую природу; научить школьников анализировать последствия антропогенного воздействия на популяции животных, растений, грибов, микроорганизмов; научить определять экологическое состояние отдельных компонентов природы и окружающей среды, проводить простейший экологический мониторинг; продолжить формирование у учащихся негативного отношения к действиям человека, разрушающим естественную среду обитания популяций различных биологических видов, а также – к  их прямому хищническому истреблению; развивать память, умения мыслительной деятельности (выявление существенных признаков, сравнение), познавательный интерес к природе родного края, воспитывать бережное отношение к ней; продолжить работу по формированию коммуникативных способностей учащихся.

Оборудование: блокноты, определители растений и животных, фотоаппараты (по возможности).

Ход экскурсии

Вводная беседа о задачах экскурсии. Беседа  «Воздействие человека на природу на разных этапах развития общества». Инструктаж о выполнении групповых заданий. Инструктаж по ТБ во время проведения экскурсий. Самостоятельная работа учащихся в группах по инструктивным карточкам.

Инструктивная карточка (для экскурсии в парк)

Задание 1. Определите местонахождение парка, его название, площадь; кем, когда и для каких целей основан.

Задание 2.  Определите значение парка и его проблемы. (Парк – объект отдыха. Вред, наносимый посетителями парка, влияние промышленных предприятий (железной дороги) на состояние ПК).

Задание 3. Растительность. Определите доминирующие древесные, кустарниковые и травянистые виды. Их значение. Характеристика состояния растительности в зоне парка.

Древесные растения

Кустарниковые растения

Травянистые растения

Задание 4.  Животные. Охарактеризуйте основные виды птиц, насекомых и других животных, обитающих в парковой зоне. Определите особенности образа жизни, питания. Охарактеризуйте состояние, численность отдельных представителей (не менее 3 видов).

Виды животных

Особенности

Численность

(много, мало)

образа жизни

питания

Черви

Насекомые

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Млекопитающие

Задание 5.  Состояние почвы. (Фактор вытаптывания. Непосредственное воздействие вытаптывания на почву и травы. Состояние растений на территориях, подвергающихся систематическому вытаптыванию).

Задание 6.  Определите влияние человека на природный комплекс. Охарактеризуйте общее состояние парковой зоны. (Свалки мусора: перечень веществ и материалов; их влияние на природу. Повреждения деревьев: виды повреждений /людьми, животными, погодными условиями/, разрушение древесины после повреждения /под воздействием абиотических и биотических факторов/; рекомендации по уменьшению количества поврежденных деревьев). Сформулируйте меры по охране окружающей среды, рекомендации по восстановлению растительности увеличению численности полезных животных.

Задание 7. Подготовьте сообщения на следующие темы:

    Шумовое загрязнение. (Проблема воздействия человека и города на природу. Механизм действия шума на биологические объекты. Последствия и примеры шумового воздействия). (№1, с. 272; №2, с. 424; №3, с. 212) Радиационное загрязнение. (Действие радиации на природу и человека. Методы радиационной защиты. Проблема радиационной безопасности). (№2, с. 176, 255, 258) Химическое загрязнение. (Последствия загрязнения окружающей среды химическими отходами, возрастание этой опасности. Отходы, выбрасываемые в окружающую среду. Действие вредных веществ на природу: на почву, растения, животных и человека). (№1, с. 218; №2, с. 243) Сведение лесов. (№1, с. 166, 194; №3,с. 176) Опустынивание.(№1, с.199; №2, с. 327) Деградация почв.(№2, с. 220, 228; №3, с. 93) Применение пестицидов. (№1, с.202; №3, с. 102, 181) Загрязнение атмосферы. (№1, 213; №2, с. 244, 417; №3, с. 53) Загрязнение вод. (№1, с. 215; №2, с. 250) Экология и войны. (№1, с. 224, 238)

Подведение итогов экскурсии.

Задание на дом: оформить отчёт  об экскурсии.

Инструкция по охране труда при проведении экскурсий по географии

Общие требования безопасности

К участию в экскурсиях по географии допускаются учащиеся с 6-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. При проведении экскурсий по географии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:

    Травмирование ног при движении без обуви, а также без брюк. Укусы ядовитыми животными (змеи, паукообразные, многоногие и прочие). Заражение инфекционными болезнями при укусе их переносчиками (грызуны, клещи, насекомые). Отравление ядовитыми растениями, плодами, грибами. Заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды их открытых непроверенных водоемов.

При проведении экскурсии по географии обязательно иметь аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах. Учащиеся обязаны во время экскурсии по географии соблюдать правила пожарной безопасности, не разводить костры и не пользоваться открытым огнем в лесу. При проведении экскурсии по географии группу учащихся должны сопровождать двое взрослых. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить руководителю экскурсии, который должен оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить администрации учреждения. Во время экскурсии по географии учащиеся должны соблюдать правила поведения, не нарушать установленный порядок проведения экскурсии, соблюдать правила личной гигиены. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

Требования безопасности перед проведением экскурсии

Перед началом экскурсии по географии ее руководитель обязан тщательно обследовать тот участок местности, куда будут выведены учащиеся, выбирая места, где отсутствуют опасности для детей, а также безопасные маршруты передвижения. Ознакомиться по плакатам с местными ядовитыми и опасными животными (пресмыкающимися, насекомыми), растениями, плодами и грибами. Надеть соответствующую сезону одежду и обувь. Чтобы избежать натирания ног обувь должна быть подобрана по размеру. Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности необходимыми медикаментами и перевязочными средствами.

Требования безопасности во время экскурсии

При передвижении не снимать обувь и не ходить босиком во избежание травмы и укусов пресмыкающимися и насекомыми. При изучении флоры и фауны водоема избегать глубоких мест, не входить в воду. Для ознакомления с живыми объектами водоема использовать сачки на длинных ручках. Использование лодок или мостков запрещается. Во избежание лесных пожаров и ожогов не разводить костры. Запрещается использовать ядовитые вещества (хлороформ, серный эфир и т. п.) для замаривания насекомых. Во избежание отравлений не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды  и грибы. Во избежание укусов и травм не трогать руками ядовитых и опасных пресмыкающихся, животных, растений и грибов, а также колючих кустарников и растений. Не выкапывать растения из грунта незащищенными руками, использовать для этой цели лопатки, рыхлители и др. Во  избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не пить воду из открытых непроверенных водоемов, для этого использовать воду из фляжки, которую необходимо брать с собой.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

При укусе ядовитыми животными (пресмыкающимися, насекомыми, паукообразными) немедленно отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

Требования безопасности по окончании экскурсии

Проверить по списку наличие всех учащихся. Сдать руководителю экскурсии инвентарь и собранные образцы. Тщательно вымыть руки с мылом.

Литература

Энциклопедия для детей. Экология. М.: Аванта+, 2001. Вронский В. А. Прикладная экология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. Новиков Ю. В. Природа и человек. М.: Просвещение, 1991. Биологические экскурсии: книга для учителя. И. В.Измайлов, В. Е.Михлин, Л. С. Шубкина – М.: Просвещение, 1989. – 224с. Верзилин Н. М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. — М.: «Просвещение», 1983. Зверева И. Д. Проблемы методики обучения биологии в средней школе. – М. «Педагогика», 1978г. Шепелева В. И. Организация экскурсий в природу. /Принципы организации внеклассной работы. – М.: Высшая школа, 2002. -177с. Иллюстрированное руководство для ботанических практик и экскурсий в Средней России. В. Э. Скворцов. – М: Т-во науч. изд. КМК, 2004. – 506 с.  Райков Б. Е., Римский-Корсаков М. Н. – Зоологические экскурсии – М.: «Топикал», 1996. Формозов А. Н. Спутник следопыта. – М: КомКнига, 2006 г. – 368 стр.

Автор материала: Иванова Марина Фёдоровна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: