Актуализация знаний учащихся методом тестового контроля на уроках русского языка

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно – познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно – познавательной деятельности учащихся. 

Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, то есть определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации. Основная задача контроля – выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их учения. Если учесть, что главная учебная задача учителя заключается в том, чтобы весь программный объем знаний был усвоен детьми, то станет ясно, что без специальной проверки знаний не обойтись. Больше того, ее надо организовать так, чтобы действительные знания были выявлены как можно глубже и полнее. Поэтому контроль является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса.

Урок нуждается в технологиях, позволяющих детям самим влиять на то, что и как они изучают. Одной из технологий, выявляющей позитивные и проблемные зоны усвоения учебного материала каждым учащимся, является тестовый контроль. Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника о контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка. Тестовая технология, как природосообразная и здоровьесберегающая технология контроля за качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности, стрессовое состояние. Выполнение тестов вырабатывает навыки критического мышления: умение самостоятельно анализировать учебный вопрос, оценивать предлагаемые варианты ответов, делать выбор правильного ответа. Модель работы над тестами: “Вызов – осмысление содержания – рефлексия”.

Цель исследования состоит в том, чтобы сформировать у учащихся навыки работы с тестовыми заданиями. В основу исследования положена гипотеза, согласно которой использование тестовой формы контроля обеспечивает высокий уровень учебных достижений учащихся, воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности, развивает память, вариативно – логическое мышление, умение делать правильный выбор.

Для реализации поставленной цели проверки выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи:

    изучить психолого-педагогическую литературу по данному вопросу; разработать и апробировать тесты разных видов с учётом возрастных особенностей учащихся среднего и старшего звеньев; осуществить мониторинг учебных достижений учащихся с применением тестов.

В процессе опытной работы использовались следующие методы:

    анализ психолого-педагогической литературы; изучение опыта работы учителей  района, области и  России; тестирование учащихся средних и старших классов; наблюдение и сравнение; педагогический эксперимент; количественный и качественный результат эксперимента.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нём в качестве средства, обеспечивающего системность мониторинга качества усвоения ЗУН учащихся, используется тестовая форма контроля, совершенствующая владение логико-языковыми операциями мышления (полнота, прочность, гибкость, глубина) при осмыслении языковой информации тестов и способствующая формированию самоконтроля и самооценки. Разработана система разноуровневых тестов по русскому языку, обеспечивающая учащихся с разным уровнем знаний включение в процесс познания, гарантирующая учёбу на максимальном для каждого обучающегося уровня успешности.

История и теория возникновения тестов

Из глубины веков

Всякая попытка определить точное время возникновения тестов напоминает стремление географов найти точное начало большой реки, вытекающей множеством ручейков из обширного болота. Примерно так же обстоит дело и с тестами. Для изучения истории тестов вначале потребовалось изучить предысторию – то самое болото, из которого и вытекает их подлинная история. Ещё в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников в школах, где готовились писцы. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессиональный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умение разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знание всех четырёх арифметических действий, и естественно, умение писать. В Древнем Египте искусству жрецов обучали только тех, кто выдерживал систему определённых испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру, которую можно было бы сейчас назвать собеседованием. При этом выясняли биографические данные, уровень образованности, оценивали внешность, умение вести беседу. Затем проверяли умения – трудиться, слушать, молчать. Проводили испытания огнём, водой и угрозой смерти. Тем, кто не уверен, что выдержит все тяготы длительного образования, предлагалось подумать – с какой стороны окончательно закрыть за собой дверь в храм – с внутренней или внешней? Сообщается (там же), что это суровую систему испытаний и отбора успешно преодолел в молодые годы Пифагор. Вернувшись после учёбы в Грецию. Он основал свою школу, допуск в которую открывал только после серии различных испытаний, похожих на те, которые выдержал он сам. Пифагор подчёркивал важную роль интеллектуальных способностей, утверждая, что “не из каждого дерева можно выточить Меркурия”. И потому придавал значение диагностике, в первую очередь, именно этих способностей, что делалось с помощью трудных математических задач.

Тенденции XX века по применению тестового контроля

Первые тесты для объективного контроля знаний, умений и навыков появились в начале XX века. Они быстро завоевали популярность среди преподавателей вузов и школ в Англии и США, а позже и в СССР. Примерно с этого времени их стали в США называть педагогическими. Именно эти тесты вызывали настороженное к себе отношение у сторонников традиционной, “чистой”, без тестов, педагогической науки и практики. В СССР практика тестирования характеризовалась серьёзными противоречиями: по мере роста числа тестов и тестовых исследований имели место попытки торможения и даже запретов. Хотя в тридцатых годах практическая работа по тестам затормозилась, научное изучение действительных возможностей этого метода в нашей стране полностью не прекращалось. Часть тестов применялась под видом контрольных заданий, испытаний; и наоборот, различные испытания нередко назывались тестами. Официально запрет на применение тестов так и не был отменён. Его отменила сама жизнь. В США против использования тестов выступали представители основных групп населения – взрослые и дети, белые и негры, рабочие и управленческий персонал, а также представители национальных меньшинств. В результате было принято решение, осуждающее неэтичное использование тестов. В августе 1966 года в сенате США обсуждалось предложение о полном запрещении тестов, но это предложение не было поддержано большинством. Застой в разработке тестов и их применении продолжался около сорока лет – с середины 30–х до конца 70–х годов, после чего вновь стали появляться публикации по этой проблеме, направленные как в пользу тестов, так и против них. Типичные аргументы оппонентов тестового метода сводились, в обобщённом виде, к следующим утверждениям:

    тесты используются в капиталистических странах, где с их помощью решаются вопросы расовой и классовой дифференциации: применение тестов унижает достоинство личности, особенно в случаях, когда получаемые баллы оказываются ниже среднего уровня; никакие методы измерения не могут заменить преподавателя и личный опыт; в педагогике нет и не может быть точной единицы измерения, и потому не следует терять время, силы и средства на разработку неточных методов.

В этих утверждениях много спорного, и даже ошибочного. Что касается применения тестов для целей расовой и классовой дифференциации, то вряд ли здесь надо винить тесты. Как всякое средство, они могут быть использованы в пользу или во вред, в зависимости от идеологии, политики, компетенции, целевых установок  о возможном унижении достоинства личности, наклеивания ярлыков. Можно сказать, что для предотвращения неприятных последствий такого рода, если это вообще возможно при культурной работе, разработаны специальные правила обращения с тестами и испытуемыми. В этих правилах все возникающие вопросы этического характера предусмотрено решать в пользу личности. Соблюдение этических норм является непременной частью профессиональной подготовки тех, кто работает с тестами.

Во-первых, тестовые методы не призваны заменять преподавателя и его личный опыт, а наоборот, призваны помогать ему, освободив его от рутинной работы и дать, тем самым, ему возможность сосредоточиться на повышении качества преподавания.

Во – вторых, хотя точность педагогических измерений и не может сравниться с точностью физических измерений, преимущество первых, тем не менее, достаточно очевидны, они описаны повсеместно.

Тесты – одно из средств проверки и оценки результатов обучения школьников

Важнейшие положения тестового метода контроля

В науку слово “тест” попало уже из английского языка, где означает “испытание, проба, проверка”. По словарю, тест – это стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально – психологических различий.  Тест создал выдающийся английский учёный Френсис Гальтон, родственник Дарвина. Фрейд и Юнг впоследствии очень многое позаимствовали из методики Гальтона.

Затрагивая вопросы методики использования тестов для контроля результатов обучения школьников необходимо вспомнить об основных функциях проверки и оценки результатов обучения. Выделим среди них:

    учетно-контрольную (информационную), которая систематически позволяет учителю фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочётах в учебной работе; контрольно – корректирующую (диагностическую), которая обеспечивает связь “учитель – ученик”, для внесения коррективов в методику обучения, перераспределения учебного времени между различными вопросами темы и пр., позволяет осуществлять диагностику причин отставания школьников; обучающую, которая в результате помогает повторить материал, акцентировать внимание учащихся на главных вопросах и важнейших мировоззренческих идеях курса, показывает на типичные ошибки, что способствует закреплению и углублению знаний учащихся; воспитательную (мотивационную), которая стимулирует учащихся к дальнейшей учебной работе, углублению своих знаний, развивает у школьников умение самоконтроля и самооценки; аттестационную, которая связана с характеристикой уровня обученности школьника, является основной его аттестации, а также важнейшим компонентом аттестации работы учителя образовательного учреждения. Какие же положительные стороны мы можем отвести тестированию?

Во-первых, тесты оказываются значительно более качественным и объективным способом оценивания, так как стандартизирована процедура их проведения.

Во-вторых, тесты – более ёмкий инструмент – показатели тестов ориентированы на измерения степени, определения уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков, а не на констатацию наличия у учащихся определённой совокупности усвоенных знаний.

В-третьих, это более мягкий инструмент. Тестирование ставит всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.

В-четвёртых, с точки зрения интервала оценивания тест – широкий инструмент. Если провести аналогию с прыжками в высоту, то традиционная контрольная работа представит собой палочку, на которой нанесены метки: 2,3,4,5. В случае выполнения учеником всех заданий он получает отметку отлично. При этом совершенно не ясно, перепрыгнул он нашу палочку с запасом в два раза или пролетел прямо над ней. То же можно сказать и про нижнюю отметку.

В-пятых, необходимо отметить гуманизм тестирования, который заключается в тои, что всем предоставляются равные возможности, широта теста даёт возможность ученику показать свои достижения на широком поле материала.

Классификация тестов

Различают:

По процедуре создания:

    стандартизированные; не стандартизированные.

По средствам предъявления:

    бланковые; предметные; аппаратурные; практические; компьютерные.

По направленности:

    тесты интеллекта; личностные; тесты достижений.

По характеру действий:

    вербальные; невербальные.

По ведущей ориентации:

    тесты скорости (содержат простые задачи); тесты мощности или результативности (содержат трудные задачи); смешанные тесты (задачи различного уровня сложности).

По степени однородности задач:

    гомогенные; гетерогенные.

По объективности оценивания:

    объективные; проективные тесты.

По специализации:

    широкоориентированные, позволяющие оценить эффективность процесса обучения, степень освоения учащимися системы знаний, умений и навыков в ходе учебного процесса; узкоориентированные, направленные на выявление достижений учащихся в процессе освоения отдельных предметов, отдельных тем и т. д.

По целям использования (только для тестов в системе образования):

    предварительный определяющий тест (определяет знания в начале учёбы); тест прогресса, достигнутого в процессе обучения; диагностический тест. Цель теста – определение трудностей обучения. суммирующий тест (содержит вопросы, представляющие более высокий уровень сложности),

По широте использования (только для тестов в системе образования):

    для использования учителем; для использования группой учителей или администрацией образовательного учреждения; для целей отбора и формирования групп; для аттестации учащихся.

По форме:

    тесты закрытого типа (задания с выбором верного ответа из набора предлагаемых); тесты открытого типа (ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым).

Правила составления тестовых заданий

    Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа. Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения. Вопрос должен содержать одну законченную мысль. При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова “иногда”, “часто”, “всегда”, “все”, “никогда”. Вопрос должен быть чётко сформулирован, избегая слова большой, небольшой, малый, много, мало, меньше, больше и т. д. Избегайте вводных фраз и предложений, имеющих мало связи с основной мыслью. Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок. Не задавайте вопросы с подвохом. Все варианты ответов должны быть грамматически согласованны с основной частью задания. Используйте короткие, простые предложения. Реже используйте отрицание в основной части, избегайте двойных отрицаний, таких как: “Почему нельзя не делать…?” Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов. Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов. Если ставится вопрос количественного характера, ответы располагайте по возрастанию. Лучше не использовать варианты ответов “ни один из перечисленных” и “все перечисленные”. Избегайте повторения. Используйте ограничения в самом вопросе. Не упрощайте вопросы. Место правильного ответа должно быть определено так, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу. Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ. Проанализируйте задания с точки зрения неверного ответа наиболее подготовленных учеников. Из опыта работы по использованию тестов для контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Работу над созданием теста начинаю с разработки плана теста, анализа программного содержания образования по учебным предметам. Затем разрабатываю перечень задач, которые ставятся перед тестированием. Второй этап при разработке тестов – составление и подбор заданий. Количество предлагаемых заданий первоначально больше запланированного числа. Это объясняется тем, что некоторые задания казались слишком лёгкими, другие более трудными, чем ожидалось. Поэтому с частью заданий приходилось расставаться после первой опытной проверки. Второе требование к тестовым заданиям касается их формы. Наиболее приемлемыми для  школьников среднего звена являются тестовые задания открытой и закрытой формы. “Открытые” задания имеют инструкцию “ДОПОЛНИТЬ”, задания “закрытой” формы “ОБВЕСТИ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА”.

В соответствии с требованиями, при конструировании тестовых заданий обеих форм, учитываю следующее:

    задания теста по содержанию такие, что знающий ребёнок выполнит его с первого взгляда; формулировка задания, по возможности, идеально простая – чёткая, ясная, исключающая двусмысленности понимания; лучше, чтобы главное слово в задании стояло первым; задания формулируются не в виде вопросительного предложения, а имеют форму незавершённого ответа; задания краткие, без лишних, не несущих информацию, слов; только один ответ может быть правильным. По заданиям с инструкцией “ДОПОЛНИТЬ” ещё учитываю следующие требования: дополнять в предложении необходимо наиболее важное; в каждом задании только одно дополнение; главное слово ставится, по возможности, в начале предложения, а дополнение в конце; лучше, если дополнением будет одно слово, но возможно использование устойчивого сочетания слов; для ответов отводится столько места, сколько необходимо для его записи.

По заданиям с инструкцией: “ОБВЕСТИ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА” я дополнительно руководствовался тем, что:

    каждый ответ правдоподобен; число ответов от 2 до 5.

Но нужно заметить, чем больше вариантов ответов, тем вероятность угадывания правильного ответа меньше, в то же время задание “утяжеляется” – становится громоздким. Перед проведением тестирования учащимся подробно объяснялась инструкция работы с тестом. Каждое задание теста оценивалось в баллах. За правильное выполнение задания ставился 1 балл, или знак “+”, за невыполнение задания или его части, ставилось 0 баллов, или знак “−”. Данные результаты апробировались. Для проверки эффективности использования тестовой технологии был проведен констатирующий эксперимент. Учащиеся выполнили предложенные тесты организованно, затратив 10-15 минут, не задавая дополнительных вопросов в процессе работы. 

Перед учителем русского языка в современной школе главная задача – не только преподнести учащимся знания по предмету, но и научить их применять знания на практике: сдать ЕГЭ. Важно сформировать у учащегося уверенность в возможности выполнения им тестовых заданий на высокую отметку. Итоги сдачи ЕГЭ по русскому языку часто огорчают. Безусловно, есть причины субъективные. Главная – мы много занимаемся на уроках, но без хорошей домашней подготовки не обойтись. В частности, к успешному выполнению части С учащихся нужно готовить особенно тщательно, и, по мнению экспертов, уже с 8 класса.

Для себя я сделал еще и следующие выводы:

    особого внимания заслуживает обучение аргументации высказанной мысли, причем учащиеся должны овладеть приемами аргументации “за” и “против”; необходимо выстроить систему работы со связным тестом, помочь учащимся овладеть навыками композиционно – содержательного и языкового анализа; у выпускников явно недостаточно сформированы навыки вдумчивого чтения: они не вчитываются в содержание исходного теста, что мешает его глубокому осмыслению. Над чтением и осмыслением текстов надо работать специально. необходима работа по формированию культуры письменный речи, освоению норм литературного языка, обогащению лексического запаса и грамматического строя речи учащихся; отдельные уроки следует посвятить формированию у учащихся навыка проверки и редактирования создаваемого теста. Думаю, что с соблюдением этих требований результативность сдачи учащимися ЕГЭ по русскому языку будет выше, а постоянное применение тестовых технологий на уроках всеми учителями даст устойчивый, надежный результат – выполнение требований мониторингов.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, хочу отметить, что тестовые технологии становятся наиболее перспективной формой контроля знаний. Как показывает опыт многих учителей, тестирование позволяет оперативно и объективно проверить уровень знаний учеников, своевременно ликвидировать пробелы в усвоении материала. Проверка результатов тестирования занимает куда меньше времени по сравнению с другими видами контроля. Ученики получают возможность самостоятельно проверить свои знания при помощи тестирования. Стандартизированная форма оценки, используемая в тестах, позволяет соотнести уровень достижений по предмету в целом и по отдельным его разделам со средним уровнем достижений в классе и уровнем достижений каждого. Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету.

Работая в классах, где учатся дети с разным уровнем знаний по предмету, я сделал вывод, что особенно удачно выполняют тесты дети со слабой подготовкой. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля. Используя тесты на уроке, как одну из форм контроля за знаниями учащихся, можно сказать, что тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном те тесты, которые я применяю в работе, представляют собой задания творческого характера, направленные на формирование у учащихся таких приемов умственной деятельности, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация, аналогия. Они позволяют организовать на уроках русского языка деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, логического мышления.

Таким образом, применяемый мною подход позволяет использовать в едином комплексе тестовый контроль и традиционные методы повторения и коррекции знаний. При этом сочетании “новых” методов со “старыми” позволяет осуществлять преподавание наиболее оптимально.  Однако, наряду с преимуществами перед традиционными способами проверки знаний, умений и навыков, тестирование сопровождается определёнными недостатками: большая вероятность выбора ответов наугад и невозможно проследить логику ученика. Таким образом, применение тестовых технологий в учебном процессе не  должно быть  эпизодическим, бессистемным, иначе они не повлияют на результаты обучения. Считаю, что данная тема имеет перспективы развития, так как  до конца еще не изучена.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Аванесов В. С. Научные проблемы тестового контроля. М., 1994 Александров В. Н., Александрова О. И., Соловьева Т. В. Единый государственный экзамен. Русский язык. Челябинск, Взгляд, 2003. Безрукова В. С. Словарь нового педагогического мышления. — Екатеринбург, 1992. Кадневский В. М. История тестов. М, Народное образование, 2004. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994 Майоров А. Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. — СПБ., 1997. Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Педагогическое тестирование как измерение. Ч.1. — М.: Центр тестирования МО РФ, 2002. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Уч. Пособие. — М.: Логос, 2002.

Автор материала:  Столяров Александр Николаевич, учитель русского языка и литературы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: