Акция – как форма работы педагога – психолога в детском дошкольном учреждении

В дополнение к индвидуальной и групповой коррекционно – развивающей, консультативной деятельности, можно использовать новые эффективные формы работы, например, акции. Рассмотрим только некоторые из них: “Письмо маме”, “Елочка желаний”, “Конверты любви” и т. д.

Работая психологом в детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, заикание), все чаще задумываюсь о том, как загружен распорядок дня ребят. Ежедневные логопедические занятия сочетаются с программными (математика, обучение грамоте, окружающий мир, изобразительное искусство, физкультура, музыкальное воспитание), а еще – кружки, студии, секции. Бывают и домашние задания. Помимо детского сада заботливые родители водят ребят к дефектологу, в бассейн, в музыкальную или художественную школы. Поэтому в дополнение к индвидуальной и групповой коррекционно – развивающей, консультативной деятельности, я стала искать новые эффективные формы работы, которые привосили бы в бсконечную череду занятий лучик света, тепла, заботы. С этой задачей прекрасно справляются акции.

Акция (лат. – actio) – действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели.

Основная цель проводимых акций: создание благоприятного психологического климата, способствующего эффективному преодолению и профилактике нарушений в речевом и психическом развитии воспитанников, через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, коллегами, родителями.

Особенности акции:

    Акция охватывает всех родителей группы/детского сада, ведь далеко не все из них способны выделить 1,5-2 часа на посещение тренинга, тем более состоящего из нескольких встреч, из-за объективных и необъективных причин. При том, что акция – групповой метод работы, он имеет сугубо индивидуальную направленность. Мероприятия затрагивают непосредственно каждого человека: ребенка, родителя и педагога. Акция экономична по времени проведения (длительность до 2 недель), действует по методу погружения, ненавязчиво сопровождает детей, родителей и педагогов в процессе воспитания и обучения. Оригинальные приемы, позитивные настрои поднимают настроение детей, родителей и педагогв, сплачивают коллектив, объединяют семью и детский сад.

Вот некоторые акции, которые проводились в детском саду №66 компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Акция “Письмо маме”

(модификация разработки Ю. С. Кузнецовой, Н. А. Погуляевой).

Цели акции:

    укрепить детско – родительские отношения; формировать ценностное отношение к близким людям; получить позитивную обратную связь от своих ролителей.

Формы и методы проведения:

    беседа в подготовительной к школе группе на тему “Моя мама”; письмо маме с использованием техники незаконченных предложений.

Подготовительная работа:

    изготовление эскиза для стенда; разработка и оформление бланка письма; изготовление конверта; организация выставки.

Процесс формирования детско – родительских отношений сложный и многогранный. Преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

Дошкольный возраст – это такой период, в котором ребенок особенно испытывает потребность в любви самого близкого человека – его мамы. Поэтому акция “Письмо маме” становится замечательной возможностью для маленького ребенка сказать добрые слова, выразить свои чувства самому близкому человеку и увидеть ответную реакцию любви к себе. Это только укрепляет отношения между ребенком и его мамой.

Для этого была проведена беседа на тему “Моя мама”, в ходе которой детям было предложено ответить на вопоос: что значит для нах мама?

Выдержки из занятия “Моя мама”.

Ребята, у нас с вами есть замечательная возможность признаться своим мамам в любви. Мама, мамочка – так зовем мы самого родного и близкого человека. И этот человек для каждого из нас самый лучший на свете. В понимании взрослых и детей мать – самое святое, самое душевное, теплое, родное, светлое в этом мире. Мама – самый главный на свете человек. Мама дает жизнь кадому из нас, заботится, беспокоится за нас, в любую радостную и трудную минуту поддержит, поможет, защитит, поймет и простит. Если ты вдруг обидел дорогого человека, то нужно обязательно попросить прощения. Подойди к маме, обними её, нежно скажи: “Прости”. Сделай маме что-нибудь приятное, она будет этому очень рада. Любовь мамы безгранична, именно она поддерживает нас всю жизнь. Но нередко мы забываем самому близкому человеку – маме – сказать спасибо, сказать, что любим, потому что думаем, что мама об этом знает. А ведь очень часто маме так не хватает именно этих слов.

После беседы детям предлагается написать “Письмо маме” (упражнение проводится по принципу незаконченных предложений). Каждый ребенок подготовительной к школе группе (12 человек) совместно с педагогом – психологом написал письмо для своей мамы.

Письмо моей маме (бланк письма)

Здравствуй, ________________________________________

В этот особенный день я хочу признаться тебе в том, что

__________________________________________________

Я не всегда бываю __________________________________,

Но я всегда ________________________________________

Я люблю тебя, потому что ___________________________

Всегда любящий (ая) тебя ____________________________

Дети проявили свое творчество и фантазию в процессе написания письма, показали свою индивидуальность: они признавались мамам в любви, писали и говорили добрые слвоа о своих мамах, называли их ласковыми словами. В конце дня ребята смогли вручить любимым мамам свои письма. Комментарии: Будет интереснее, если привлечь детей к созданию конвертов. Можно приурочить акцию к Дню Матери или к празднику 8 марта.

Акция “Конверты любви”

(модификация разработки М. Бакиной).

Цели акции:

    укрепить детско – родительские отношения, взаимоотношения со сверстникам и воспитателями; формировать ценностное отношение к близким людям и сверстникам; способстовать сплочению детского коллектива; получить позитивную оценку от родителей, воспитателя и ребят.

Формы и методы проведения:

    беседа с детьми старшей и подготовительной группах на тему “Мои друзья”; создание конвертов любви с детскими портретами.

Детям с речевыми нарушениями (ОНР, заикание) порой трудно выражать свои чувства и эмоции. В связи с неразвитой коммуникативной стороной речи им сложно строить общение со сверстниками в детском саду и близкими взрослыми.

После беседы детям предлагается сделать конвертики, на лицевой стороне которых ребята рисуют свой автопортрет и подписываются. Готовые разноцветные конверты крепятся на шкафчики.

В конверты ребята кладут друг другу записки, забавные открыточки, конфетки, игрушки, рисунки. Это делается, когда хочется лруг другу что-то сказать, поддержать, обрадовать. Игра увлеает всех: дети заглядывают в свои конверты несколько раз в день.

К игре обязательно привлекаются родители и воспитатели. Детям необходимо чувствовать внимание, тепло и любовь близких людей: мамы, папы, дедушки и бабушки. А для воспитателя это возможность поддержать и оценить достижения ребенка на занятиях и в группе.

Комментарии: По мере снижения интереса к конвертикам любви их необходимо снимать со шкафчиков. Через 2-3 месяца игру – акцию можно повторить, она будет воспринята с радостью.

Акция “Елочка желаний”

(авторская разработка совместно с А. А. Фазлетдиновой)

Цели акции:

    укрепить детско – родительские отношения; формировать ценностное отношение к близким людям.

Формы и методы проведения:

    индивидуальная беседа с детьми на тему “Новый год; стенд в виде елочки; письма к Деду Морозу с пожеланиями детей в виде ногодних шаров.

Подготовительная работа:

    изготовление эскиза для стенда; разработка и оформление бумажных елочных шаров, на лицевой стороне которых написано имя ребенка, на оборотной – пожелания; объявление для родителей, привлекающее внимание к елочке желаний; организация выставки.

Примерно за неделю до новогодних утренников с каждым ребенком индивидуально проводится беседа.

Ты знаешь, какой скоро праздник? Правильно, Новый год! Праздник исполнения желаний и подарков. Самый главный волшебник – Дед Мороз. Что бы ты попросил у Деда Мороза? А для мамы? Для папы? Для своих близких и друзей? (ответы ребенка записываются) Спасибо. При встрече с дедом Морозом я обязательно передам ему твои пожелания.

Ответы ребят записываются на оборотные строны елочных шаров. Шары крепятся к елочке так, чтобы прочитав имя ребенка, можно было перевернуть и узнать его пожелания. Стенд с елочкой и объявлением для родителей помещается на видное место в группе или в фойе.

Конечно, многие дети хотят, чтобы им подарили на Новый год игрушки (машинки, куклу, конструктор). Но есть и такие ответы: “Хочу, чтобы мама с папой не ругались. И папа снова жил с нами”, “Хочу, чтобы мама нашла работу и больше не переживала”, “Пусть папа больше со мной играет”. Они вызывают у родителей ответную реакцию: кто-то плачет, кто-то задумывается…

Комментарии: Вместо елочки с шарами можно вместе с ребятами смастерить бумажную гирлянду пожеланий и повесить её в раздевалке, или оформить в виде мешка с подарками от деда Мороза.

Наш детский сад маленький – всего около 45 детей. Мы делали одну елочку на весь детский сад. В массовых детских садах елочки делаются на группу

Акция “Аптечка для души”

(авторская разработка совместно с А. А. Фазлетдиновой)

Цели акции: создание положительного эмоционального фона в детском саду.

Формы и методы проведения: стенд в виде домика с окошками – кармашками и вывеской “Аптечка для души”.

Подготовительная работа:

    изготовление эскиза для стенда; подготовка листовочек с позитивными высказываниями, установками, пословицами, поговорками, крылатыми фразами, которые вкладываются в кармашки “Аптечки”.

Например:

    Улыбнись и весь мир улыбнется тебе. Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает. Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью. Лучшее, что отец может сделать для своих детей – это любить их мать. Надежда подобна ночному небу: нет такого уголка, где бы глаз, упорно ищущий, не отыскал, в конце концов, какую-нибудь звезду. Все золото мира не имеет никакой ценности; вечны лишь те милосердные деяния, которые мы способны сотворить ради своих ближних. Люди одиноки. Потому что вместо того, чтобы строить мосты между собой, люди возводят стены. Если бы мы хорошо видели и чувствовали человеческую жизнь, мы бы слышали, как растет трава и как бьется сердце белки. Добрые слова оставляют в душах людей прекрасный след, они смягчают, утешают и исцеляют сердце того, кто их слышит. Тот, кто ищет цветы, найдет цветы; тот, кто ищет сорняки, найдет сорняки. Птица счастья садится только на раскрытую ладонь. Святая наука – расслушивать друг друга. Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. Люди похожи на оконные стекла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце. Но, когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри.

Комментарии: “Аптечку для души” можно использовать как самостоятельно, так и как вступительную часть перед семинаром, тренингом, групповой консультацией, круглым столом. Можно также повесить плакат в фойе детского сада, чтобы родители и педагоги, приходящие утром в детский сад получили заряд бодрости и хорошего настроения.

Необходимо заготовить побольше листовочек с позитивными установками и постоянно заполнять опустевшие кармашки.

Попробуйте провести акцию в вашем детском саду, вы увидите её позитивное действие и сами получите удовольствие.

Литература

Кузнецова Ю. С., Погуляева Н. А. Открытое письмо моей маме (акция) // Управление ДОУ. – 2009. – №9. – с.80-82.

Автор материала: Кремлякова Анна Юрьевна

document. getElementById(“J#1362863869bl1701bc52”).style. display = “none”;

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: